Учащиеся и выпускники железногорского лицея №12 между собой называют свой профильный естественнонаучный класс медицинским. После него 40, 50, а иногда и 80% ребят выбирают профессии врачей и фармацевтов. Почему?
Сейчас в лицее каникулы. Преподаватели ждут итогов приемных экзаменов в вузах страны, болеют за бывших воспитанников: в этом году в медицинские университеты и академии снова поступают выпускники профильного класса.
Но встретиться с корреспондентом «Железногорских новостей», чтобы рассказать о своих педагогах и уникальном опыте учебного заведения, захотели и вчерашние, и нынешние ученики. Профильный класс с углубленным изучением нескольких предметов существовал с момента создания лицея №12. В первые годы ребята сразу после учебы шли на третий курс университета. Их готовили по предвузовской программе. В 2020 году класс стал естественнонаучным. Юноши и девушки подробно и обстоятельно изучают биологию, химию, математику.
— До меня с учащимися занималась учитель биологии Нина Михайловна Алексеева. И вообще у нас много замечательных педагогов. Светлана Бирюкова преподает химию. Сильные математики: Елена Каримова, Валентина Клочкова; русоведы: Ирина Макарова, Оксана Хамзова; биолог Татьяна Трохина. Ирина Гришичкина теперь работает в курском лицее. Профильное направление – это не два-три человека, а слаженная команда, — поясняет преподаватель биологии Наталья Коростелева.Буквально на днях в естественнонаучный класс будут принимать новичков. Конкурс намечен на август. Приоритет комиссия отдаст своим ученикам и успешным учащимся из других школ. Основное направление – медицинское. Впрочем, спектр дисциплин очень широкий. Многие выпускники спецкласса поступают в аграрные вузы, выбирают биотехнологические факультеты, фармацевтику. Есть психологи, логопеды, преподаватели.
Этот год для абитуриентов медицинских университетов крайне сложный: количество бюджетных мест сократилось в разы. Высшие учебные заведения стараются принимать больше целевиков, чтобы в перспективе было кому работать в городских и районных клиниках.
На фоне сообщений в СМИ о повсеместном кадровом голоде в больницах и жалоб самих врачей на нехватку молодых докторов опыт лицея №12 кажется особенным. Их профильный класс существует давно – появился при экс-директоре образовательного учреждения Геннадии Сумине. При нынешнем руководителе Владимире Долженкове лицей считается единственным в городе учебным заведением, направляющим ребят на практику в медсанчасть.
— Каждый год мы набираем обороты, стремимся, чтобы дети становились грамотнее, получали солидную базу знаний и поступали в лучшие вузы страны. У нас есть соглашение с городской больницей о практике в местных учреждениях здравоохранения на постоянной основе. Она помогает детям увидеть, как и где работают врачи, оценить позитив и негатив, решить, смогут ли они стать докторами, — рассказывает директор лицея №12 Владимир Долженков.Лицеисты проводят в больнице неделю. Их встречают и сопровождают профессионалы. Ребят проводят по всем отделениям, включая травматологию, неотложную кардиологию, неврологию и хирургию. Они получают первичные навыки, помогают врачам, общаются с пациентами...
В просторном классе собрались бывшие выпускники и сегодняшние лицеисты: студент пятого курса лечебного факультета Курского медуниверситета Даниил Новиков, студентка шестого курса Орловского мединститута и сотрудница Железногорской городской больницы Анастасия Вепринцева, четверокурсница Третьего Московского медицинского университета Эльнара Ашрафзаде, 11-классники Кирилл Сумин, Дмитрий Макухин, Тимофей Прокопов.
— Изначально я увлекался историей, но именно здесь, в профильном классе, понял, что мне интересна биология, химия, и стал задумываться о работе врачом. Тот, кто прикладывает свои усилия и следует советам мастеров-преподавателей, легко поступает в медицинские вузы. Учителя помогают максимально, дают невероятный объем знаний, — говорит Даниил Новиков.В прошлом он трехкратный призер муниципальных этапов олимпиад по биологии, автор интересного исследовательского проекта «Есть ли жизнь на Марсе?», представленного на областной олимпиаде по экологии, призер международной олимпиады Фоксфорд. В будущем Даниил мечтает работать в отделении неотложной реанимации анестезиологом-реаниматологом.
Анастасия Вепринцева – двукратный призер муниципальных олимпиад по биологии, отличница. Эльнара Ашрафзаде – автор исследовательского проекта о нано-металлах, трехкратный призер регионального этапа олимпиад по биологии и экологии. Все они - гордость лицея.
Нынешние ученики тоже успешны. И интересны. Например, Дмитрий Макухин в прошлом году удивил взрослых и сверстников серьезным исследованием генетических заболеваний человека. Тимофей Прокопов планирует стать нейрохирургом или мануальным терапевтом, а Кирилл Сумин – психотерапевтом.
— Мы учимся не ради хороших оценок. Тот материал, что мы получаем, и подача дисциплин мотивируют, позволяют практиковаться. Мы учимся для себя. Миру всегда нужны врачи, поэтому я выбрал химию и биологию. Медицина – возможность самореализоваться. Во время практики открыл в себе новое качество – эмпатию: мне нравится делать что-то хорошее для людей, — признается Кирилл Сумин.С каждым годом ЕГЭ по биологии становится все сложнее, а бюджетных мест в медвузах все меньше: их количество сократилось до 8-9. Это беспокоит лицеистов. Ведь порой 40% выпускников из профильного класса идут в медицину, а в 2023 году вообще ожидается 80%.
У педагогов, работающих с «профильниками», несколько целей: первая – конкурентоспособное поступление в вузы, вторая – удовольствие от обучения, третье – участие в конкурсах, олимпиадах и полезная практика. В перспективе лицей хочет расширить исследовательскую базу, увеличить количество лабораторных работ.
— Когда я сюда пришел, меня поразили качество преподавания и уровень квалификации учителей. Это главное, на что обратил внимание. Хочется соответствовать, — замечает в беседе Тимофей Прокопов.Девушки тут же дополняют: медицинский класс – не только знания, это семья, где понимают, поддерживают.
— На первом курсе вуза, когда мы проходили биологию, я практически не открывал учебники, пользовался конспектами, написанными в лицее. У меня, кстати, были одни пятерки по этому предмету. В профильном классе действует лекционно-семинарская система. Она удобна и всеохватна. И многое старшеклассникам дает практика, предварительное знакомство с будущей профессией. А предстоящие тяготы, заботы и проблемы врачей ребята узнают уже потом – в вузе. На практике мы видели ядро медицины: врача, пациента и болезнь. От их взаимодействия зависит весь процесс лечения, — уверен Даниил Новиков.Сравнивая свои впечатления от «стажировки» в железногорской больнице и в крупных региональных медучреждениях, вчерашние выпускники лицея говорят, что большие центры удивляют их высокотехнологичным современным оборудованием, чего, к сожалению, не хватает муниципальным и районным клиникам.
Другая отличительная черта – неравномерное соотношение молодых и «старых» кадров. Новичков много в Курске, Орле и Москве. А в Железногорске, увы, их недостаточно.
Однако есть положительная тенденция – тот же медицинский класс лицея №12 привлекает новых учеников. Интерес к естественным наукам, врачеванию одинаков и у юношей, и у девушек.
— Вот вы спросили о нехватке кадров в здравоохранении... Конечно, бюджетная сфера отстает. Прежде всего из-за зарплаты. И все же хорошие врачи были, есть и будут. Мы не перестанем в них нуждаться. Все пациенты ищут опытных специалистов. А наши учащиеся – как раз те дети, которые станут достойными докторами. Не преувеличиваю, — подчеркивает учитель Наталья Коростелева.По ее наблюдениям, бывают разные ситуации. Для кого-то учебная практика – вход в профессию. Она окончательно убеждает ребят выбрать медицину и профессию врача. Для кого-то все иначе. Студенты и учитель вспоминают, как ученица-медалистка вернулась из больницы со словами: «Это точно не мое». В любом случае практика - возможность самоопределиться, примерить на себя белый халат.
— Сами врачи встречают нас радушно. Мы им интересны. Профессионалам важно знать, кто придет им на смену. И профильный класс с возможностью учиться не только у педагогов, но и у докторов-практиков – это здорово. Дети все знают по учебникам, в теории. А тут их погружают в абсолютно новые условия. Они делают первый шаг в настоящую медицину, — заключает Эльнара Ашрафзаде.