Начинать нужно как можно раньше

светлана староста
1 из 4 изображений
Начинать нужно как можно раньше
© фото: светлана староста
2 из 4 изображений
Начинать нужно как можно раньше
© фото: светлана староста
3 из 4 изображений
Начинать нужно как можно раньше
© фото: светлана староста
4 из 4 изображений
Начинать нужно как можно раньше
© фото: светлана староста

Уже пять лет в детском саду №20 успешно реализуется комплексная программа по запуску речи неговорящих детей от двух до четырёх лет.

Педагоги-психологи, логопеды и воспитатели применяют эффективный подход к процессу обучения маленьких детей, имеющих проблемы с речью и с задержкой развития, основанный на современных технологиях. Опыт накоплен уникальный. К четырем годам 70% поначалу неговорящих детей уже не нуждаются в помощи логопедов, а затем поступают в школу в обычные классы.

Как все начиналось?

Работники детского сада обратили внимание, что все чаще к ним приходят дети в возрасте двух-трех лет, которые практически не умеют говорить. Им непросто выполнять обычные физические упражнения, они не реагируют на просьбы, невнимательны.

Ждать четырех-пяти лет, когда с детьми обычно начинает заниматься логопед, было невозможно. В то время в Железногорске действовала программа «Здоровый ребенок» компании «Металлоинвест». Старший воспитатель Светлана Беликова изучила тему, познакомилась с отечественными и зарубежными методиками и разработала проект «Начинаю говорить». Проект был одобрен, и от компании «Металлоинвест» детский сад получил 170 тыс. руб. На эти средства приобретено современное оборудование, очно обучены педагоги-логопеды Людмила Трашенкова и Оксана Бабченкова, а также педагоги-психологи Наталия Абезяева и Алла Романовская. Заведующая детским садом Елена Литвинова выделила целую группу для кабинета психологов, нашла два отдельных помещения для логопедов. Работа по запуску речи началась.

Поступивших в детский сад детей внимательно обследует логопед и психолог. Те, у кого проблемы с речью, попадают в поле зрения специалистов. Здесь, конечно, следует исключить нарушение слуха или поражение центральной нервной системы. Для каждого воспитанника составляется специальная программа. Дважды в неделю ребенок занимается с логопедами и психологами, в остальное время с воспитателями закрепляет полученные знания. Родителям также даются рекомендации по занятиям дома. Только в совместном подходе к делу можно достичь положительной динамики.

В чем заключается работа психологов? На специальном оборудовании они выполняют с детьми ряд упражнений, стимулирующих мозжечок, отвечающий за речь. Параллельно развивается физическая активность ребенка, его познавательные и интеллектуальные возможности.

Во время нашего посещения психолог Алла Романовская выполняла упражнения с девочкой на доске Бильгоу. Тренажер представляет собой доску с круглой основой. Становясь на нее, ребенок начинает удерживать равновесие, при этом выполняя несложные упражнения. Мы наблюдали, как девочка ловила и бросала мяч, обводила им вокруг себя, называла цвета, отвечала на вопросы педагога. Она уверенно держалась в таком положении, ни разу не пошатнулась и не упала. Простые движения постепенно усложнялись. Алла Романовская рассказала, что систематические занятия на доске Бильгоу повышают интеллектуальные и психические способности, становятся хорошим подспорьем для детей, имеющих проблемы с речью. Год назад девочка не произносила ни одного слова, не концентрировала внимание, не слышала преподавателя, не реагировала на его призывы. Сегодня она выполняет задачи, знает цвета, проговаривает слова и предложения. Это большое достижение.

Одновременно с Аллой Романовской педагог-психолог Наталия Абезяева проводила занятия с мальчиком. Он пришел полгода назад. Речь у ребенка пока не появилась, но ответные реакции на слова взрослых уже прослеживаются. Он очень эмоционален. Видно, что занятия приносят ему большое удовольствие, а это уже полдела. Шариками-перчатками, надетыми на ручки, мальчик совершает различные движения, и это простое упражнение улучшает память, мышление, воображение, запускает говорение. Не зря ученые говорят, что речь находится на кончике пальцев.

Наталия Евгеньевна постоянно говорит с малышом, поощряет его, хвалит. В ответ он улыбается, произносит определенные звуки, и это первое подобие диалога. Внимание ребенка переключается на компьютер, на экране которого происходит игра и взаимодействие двух героев мультфильмов. Педагог все комментирует и объясняет, задает вопросы, ребенок реагирует. Потом они переходят к песочной терапии. Экологический песок используется для снятия психо-эмоционального напряжения. Если ребенок приходит на занятия нервным, несобранным, расстроенным, то сначала его подводят к песочку, а уже потом он выполняет остальные задания. Психологи поддерживают тесную связь с воспитателями детей, а также их родителями, нередко присылают им видео занятий, чтобы те могли повторять упражнения дома.

После психологов детей отводят к логопедам. Оксана Бабченкова рассказала о своей работе по запуску речи.

— Чтобы говорить, у ребенка должна быть постановка воздушной струи и развит речевой аппарат. У наших подопечных этого нет. Мы начинаем с азов: учимся дышать, вырабатывать воздушную струю, работать с артикуляционным аппаратом: губами, языком, щеками. Все это - залог говорения и правильной речи в дальнейшем. Мы выполняем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, логопедический массаж.
Хотя последнее, как пояснила специалист, проводится индивидуально. Многие детки боятся инструментов, поэтому приходится прибегать к помощи игрушки. Сначала делать им массаж, а уж потом и самим ребятам. Наш герой сначала вообще не заходил в кабинет, боялся. Теперь с удовольствием выполняет задания, разрешает применить начальные виды массажа. А все потому, что подружился с бегемотиком.

Логопед Людмила Трашенкова рассказала о еще одном интересном методе стимуляции речи – использование разноцветных мягких сенсорных ковриков. Переступая с одного на другой, ребенок учится различать цвета, чувствовать их поверхность, вместе с тем он держит равновесие, выполняет соответствующие движения: вращает руками, стоит на одной ноге, крутит головой. В комнате приятная музыка, голос педагога доброжелательный и спокойный. Специалисты подчеркнули, что в работе с детьми по запуску речи важно не только владеть методикой и постоянно развиваться профессионально, но и обладать огромным терпением, проявлять любовь и добросердечие. Какую же радость они испытывают, когда неговорящий ребенок начинает произносить слова, потом предложения, потом свободно общаться со сверстниками, воспитателями, родными!

Специалисты детского сада №20 делятся опытом и наработками с коллегами, выступают на семинарах, в том числе всероссийских, сотрудничают с Московским педагогическим университетом, с федеральными центрами. В детском саду работает консультативный пункт, куда могут обратиться все родители города. Светлана Беликова подчеркнула, что детей, имеющих проблемы с речью, с каждым годом становится больше. Работать надо вместе: психологам, логопедам, медикам, воспитателям и родителям. Чем раньше ребенок получит помощь, тем успешнее будет его жизнь.

Педагог-психолог Наталия Абезяева:

— Причин задержки речи детей очень много. Это может быть сложная беременность и тяжелые роды, прием антибиотиков будущей матерью, физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата ребенка, стресс, неблагоприятная обстановка дома, чрезмерное давление родителей, их требования говорить, недостаточное общение с ребенком, особенно сейчас, когда все сидят в телефонах. Это может быть повышенная опека, когда все потребности и желания ребенка исполняются заботливыми родителями. наследственность также имеет значение. Главное вовремя найти причину: медицинскую или социальную – и начать действовать.
Педагог-логопед Людмила Трашенкова:

— Родителям дома также надо работать над стимуляцией речи детей. Не только постоянно общаться, проговаривать свои действия, читать и играть, но и больше двигаться, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, висеть на турнике, ходить по лесенкам. Учеными доказано, что физические движения тесно связаны с речевой активностью, эти центры находятся рядом и могут успешно взаимодействовать. Если ребенок не заговорил к двумтрем годам, надеяться на наследственные факторы нельзя мол, папа тоже поздно заговорил. Надо обращаться к специалистам, бить тревогу. Своевременная коррекция поможет избежать таких неприятностей, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ