«Наши дети учатся дома»

анна бессарабова
1 из 6 изображений
«Наши дети учатся дома»
© фото: из архива Назаровых
2 из 6 изображений
«Наши дети учатся дома»
© фото: из архива Назаровых
3 из 6 изображений
«Наши дети учатся дома»
© фото: из архива Назаровых
4 из 6 изображений
«Наши дети учатся дома»
© фото: из архива Назаровых
5 из 6 изображений
«Наши дети учатся дома»
© фото: из архива Назаровых
6 из 6 изображений
«Наши дети учатся дома»
© фото: из архива Назаровых

Год назад семья Александра и Дарьи Назаровых предпочла привычным школьным занятиям семейное образование. С того момента дочки известной железногорской художницы, по её словам, привыкают к роли «авторов собственной жизни».

Прошлой весной 8-летняя Таня заканчивала первый класс, 11-летняя Маша – четвёртый. И если младшая училась с удовольствием, то старшая начала уставать от уроков, расписаний, звонков на перемены, узких рамок «так нельзя» и «так надо».

— Я видела потухший Машин взгляд. Ей стало скучно. Не было мотивации. Учеба стала обязаловкой. Да еще добавились проблемы переходного возраста. Я боялась потерять контакт с дочкой, те ниточки, которые нас связывали. И вот тогда мы с мужем всерьез задумались о семейном образовании. Давно присматривались к этой форме обучения, но тут решили: «Пора все менять. Нужно попробовать, наконец», — вспоминает Дарья Назарова.

Одни из многих

В России с каждым годом растет число родителей, выбирающих семейное образование. Если до 2020-го в таком формате учились десять тысяч человек, то сейчас под руководством пап и мам обучаются около 13 тысяч ребят. В Железногорске на семейное образование перевелись 29 человек. Как говорят эксперты, в крупных городах цель такой формы обучения – углубленное изучение предметов, работа с репетиторами, в провинции – возможность «подтянуть» отстающих учеников.

Дети Дарьи Назаровой – пример первой группы. Они прикреплены к московской школе «Пенаты». Их программа шире обычной школьной. Выбирая семейное образование, родители понимали, что теперь они несут полную ответственность за обучение своих дочерей.

— Девочки занимаются шесть дней в неделю. В первой половине дня они учатся, во второй – ходят на кружки. Плюсы семейного образования – удобные программы и расписание, отсутствие домашних заданий, развитие самостоятельности. Мы и дочки понимаем, что зависим от самих себя, — перечисляет Дарья.
Она просит не путать семейное образование с домашним – когда учителя ходят к ученику. В их же случае синоним семейного обучения – самообразование. Одна из главных задач ребенка – сдать промежуточную аттестацию: зачеты, тесты, контрольные работы, чтобы получить оценку.

В апреле старшая дочь Назаровых Маша почти закрыла программу 5 класса, ей осталось три предмета. А Таня уже сдала 4 дисциплины и скоро закроет программу 2 класса.

Долгая подготовка

— Я давно знала о семейном образовании, много читала об этом, изучала тему. Четыре года штудировала литературу, присматривалась к чужому опыту. Моя близкая подруга учит своих детей дома. Я смотрела, наблюдала. Было много страхов. Один из них – необходимость взять на себя ответственность в полной мере, — продолжает Дарья Назарова.
Когда родители водят ребенка в школу, часть нагрузки они перекладывают на учителей. А в семейном образовании со всеми трудностями и задачами взрослые и дети справляются сами. Дарья волновалась: как дети будут сдавать аттестацию, не будут ли знания поверхностными, сможет ли семья составить грамотное расписание и приучить девочек к самоорганизации?

— Расписание составляется индивидуально. Нужны «сверочки»: где, на какой теме, ты сейчас находишься, какие задачи выполнил, а какие нет. Семейное образование - это самодисциплина, самомотивация. Дети становятся авторами собственной жизни: ты принимаешь решения и ты за них в ответе. А родители выступают в роли наставников - направляют детей в нужное русло, — объясняет мама.
В семейном образовании есть определенные стандарты, и дети должны их пройти. Таня и Маша Назаровы часто выходят за рамки требований – им интересны определенные темы и дисциплины, стараются изучить их глубже. Например, Таня увлеклась окружающим миром. Родители купили для нее лекции по этому предмету известного педагога Александра Толмачева, и девочка с удовольствием их пересматривает.

Некоторые учителя считают минусом семейного образования вопрос социализации. Дескать, дети оторваны от сверстников. Это не про Таню и Машу Назаровых. Младшая дочь ходит в бассейн, занимается в спортивной школе, увлекается скалолазанием. А старшая интересуется вокалом, заканчивает музыкальную школу и хочет пойти в художественную.

— С социализацией у нас все в порядке. Куда важнее общение с семьей. Дети перенимают наши ценности, стиль общения, образ жизни. Никакая школа не научит этому. Влияние родителей – очень важный момент семейного образования. На девочек смотрит их шестилетний брат Миша и многое у них перенимает. Он видит, как учатся девочки, и тоже хочет заниматься. Есть интерес к таблице умножения, в столбик считает, — рассказывает мама.
У старшей дочери улучшился почерк, она красиво ведет тетради, все свободные минуты проводит с книгами. Ей стало важно учиться.

По мнению Дарьи Назаровой, причины перехода на семейное образование у всех индивидуальны – кто-то не справляется с программой, и ему нужно учиться персонально, у кого-то сложности с поведением, а кто-то хочет углубленно изучать предметы.

— Семейное образование – образование будущего. Это более глубокий, свободный и творческий подход. Мы выбираем программы по желанию, с учетом индивидуальных особенностей. С Машей сначала занимались по одной, а при переходе на семейное обучение взяли другую. Посмотрели, как идет процесс, поменяли учебник по математике. Недавно я купила курс «Метод погружения» - программа подаётся доступно, логично и ёмко всего за пять дней. Мы взяли математику. Отличный результат, — довольна успехами детей Дарья.
Благодаря семейному образованию изменилась и жизнь родителей. Начиная с домашних диалогов – Назаровы вместе часто обсуждают какие-то темы, по физике, например, или биологии. Мама и папа иначе смотрят на себя и детей. Вспомнили, как сами учились. Что-то даже наверстывают.

Как у других?

Часто родители учат детей по школьным учебникам и авторским методикам. В Интернете существуют онлайн-сообщества семей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают проблемы.

Семейное образование – это персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Люди хвалят такую форму обучения за гибкость в изучении материала, распределение времени между классной и самостоятельной работами, свободу передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.

— За первый год мы пережили и преодолели множество тревог. Но оно того стоило. Девочки стали собранными, научились концентрировать внимание, полюбили читать и писать. Находят что-то интересное в каждом уроке. Они почувствовали себя важными, взрослыми. Их мир изменился. И мы с мужем заново учимся и заново узнаем своих детей, — говорит Дарья Назарова.
Немаловажной она называет и эмоциональную составляющую. Основа успешного семейного образования - детско-родительские взаимоотношения, эмпатия, доверие. Только через выстраивание этих процессов родитель будет наставником, а не надзирателем.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания

Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор газеты

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.
Ведет рубрики: Социальная, Медицина. 

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент
Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ