В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»

Светлана Романчикова
1 из 7 изображений
В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»
© Светлана Романчикова
2 из 7 изображений
В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»
© Светлана Романчикова
3 из 7 изображений
В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»
© Светлана Романчикова
4 из 7 изображений
В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»
© Светлана Романчикова
5 из 7 изображений
В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»
© Светлана Романчикова
6 из 7 изображений
В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»
© Светлана Романчикова
7 из 7 изображений
В Железногорске открылась выставка «Состояния металла»
© Светлана Романчикова

В Железногорском краеведческом музее открылась передвижная выставка «Состояния металла». Свои работы городу горняков представили 15 художников из Санкт-Петербурга, создающие шедевры из бронзы, стали, латуни, алюминия и других металлов.

Большинство из них – выпускники кафедры художественной обработки металла Санкт-Петербургской академии им. Штиглица – крупнейшей школы металла в России с вековой историей.

Еще не переступив порог выставочного зала, посетители смогли познакомиться с экспонатом «Клетка». Его автор, Николай Бакулев, работает с организацией большого пространства. Вопреки мнению, что клетка ограничивает свободу, его изящную конструкцию из нержавеющей стали, напоминающую домик для птиц, можно беспрепятственно покинуть.

В день открытия выставки, начальник управления внутренних соцпрограмм и развития соцобъектов МГОКа Владимир Стефанович, поздравляя всех присутствующих с важным культурным событием, отметил, что более подходящего города, чем Железногорск, для данной выставки трудно найти. Ведь именно в карьере МГОКа добывают железную руду, из которой рождается металл.

— Металл в обычном понимании – монументальный и тяжелый. Да, действительно, все сделано из него – прочное и долговечное. Но на этой выставке художники показали, что в этом материале можно увидеть и что-то необычайно красивое, воздушное, даже невесомое.
Авторы отдельных работ присутствовали на выставке лично. Николай Гарькун создал самую масштабную скульптуру – «Сон разума», вдохновляясь гравюрами Франсиско Гойи.

—  Есть два противодействующих друг другу начала: изображения реального мира и абсолютная фантасмагория. «Сон разума» – это попытка символично совместить несовместимое. В инсталляции использованы модульные одинаковые отрезки арматуры, сваренные в одну трехмерную скульптуру. С их помощью я постарался перенести двухмерное пространство графического листа в трехмерное пространство металла, —  пояснил свой замысел Николай.
Художники Антон Шульгин и Даниил Мазур отметили, что логистика в искусстве – немаловажная вещь. Рассказали, что все выставочные работы в Железногорск приехали на больших машинах. Сами авторы делали для каждой ящики и упаковку. 

— Металл не отличается хрупкостью, но при желании разбить можно все. Полированные работы можно поцарапать, а переполировывать их заново – огромный труд.
Гости из Санкт-Петербурга признались, что у них появились новые творческие идеи, когда они совершали экскурсию на производство и в карьер, гуляли в городском парке имени Никитина. На вопрос о том, поймут ли железногорцы, что хотели сказать своими работами, Антон, Даниил и Николай дали небанальный ответ:

— Вечная дилемма творца: поймет зритель идейное содержание, заложенное автором, или нет. Если откровенно, мы и сами, порой, свои работы не понимаем. А надо ли? Может, лучше не искать смыслы, а просто смотреть, получая эстетическое удовольствие. Искусство должно быть для всех. Когда человек что-то не понял, есть простой маркер для оценки: почувствовать внутри себя – понравилось или нет.
Тем, кто все-таки хотел бы понимать работы художников, питерцы посоветовали быть в контексте творческого пути автора и его стремлений.

Выступила на открытии выставки ее организатор – искусствовед Анастасия Жолудева. Она рассказала, что экспозицию тепло приняли жители Старого Оскола, и выразила надежду, что и в Железногорске она вызовет не меньший интерес.

— Собранные здесь работы появились благодаря синтезу традиционных и экспериментальных техник, таких, как гальваника, сварка, литье, травление. Художники нескольких поколений постарались переосмыслить технологический процесс добычи и переработки руды, чтобы раскрыть красоту и тайны металла, — отметила Анастасия.

Для первых гостей выставки девушка провела экскурсию, рассказала о работах, способных поразить зрителей одними названиями: «Бионика», «Раскол», «Автономная материя», «Две табуретки» и другие. Максимально эффектно смотрится «Фонтан» из стали и термостойкой эмали. Источник прохлады воплощен в уникальной технике: «дутый металл» и дополнен зажженными свечами. Автор работы Вильгений Мельников позиционирует скульптуру как объект из сновиденческого зазеркалья и дает подсказку к его восприятию: «Белое стало черным, вода стала огнем». Отлитая из чугуна «Нога», если знать историю ее создания, вызовет отзвук реальной физической боли. В момент заливки расплавленного металла в форму, его капля попала на ботинок художницы и прожгла обувь насквозь, оставив на ноге глубокую рану. Катерина Веселовская этот эпизод из своей жизни изобразила в металле, сделав на месте ожога прорастающий цветок. 

Увидеть все это, конечно же, стоит. Хотя бы ради того, чтобы разглядеть новое в окружающем нас привычном мире, расширить горизонты своего эстетического восприятия. Выставка проходит при поддержке культурной платформы АРТ-ОКНО благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и продлится до 13 января 2025 года.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Полехина

Корреспондент.

Ведёт рубрики:
Социальная, История, Культура, Идеи для дома.

Связаться через:

Валентина Прокудина

Корреспондент. 

Ведёт рубрики: Общество, Культура, Актуально, Спорт, Потребитель.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Происшествия, Социальная, Здоровье, Образование.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ