
Железногорец Александр Демченко в детстве мечтал стать директором школы. А еще очень любил литературу и русский язык. Увлечение этими предметами привело его сначала в журналистику, а затем в писательскую среду.
Сегодня его имя в списке талантливых и перспективных молодых драматургов Курской области. Премьера спектакля «Как я остался человеком» состоялась в Курском драматическом театре в марте нынешнего года.
Свой журналистский путь Александр начал в железногорской газете «Эхо недели», а после переезда в Курск работал корреспондентом в издании «Друг для друга». Принимал участие в фестивале молодой драматургии «Любимовка», трижды – в Форуме молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, а также стал финалистом Международного Волошинского конкурса. Александр дважды побеждал в международных конкурсах драматургов «Евразия 2015» и «Евразия 2020».
Мы встретились с нашим земляком, узнали, как создаются его произведения, кто является его героями, чем живет сегодня молодой автор, каковы его планы на будущее.
Как начался твой путь писателя?
— В старших классах неожиданно для себя решил, что буду писать прозу. Мне казалось, что я особенный человек и могу стать писателем. В мыслях это казалось мне простым и легким. Я понимал, что сразу писателем не стану, и журналистика стала своеобразным мостом в мир литературы. Я оттачивал свое умение видеть события и людей, фиксировать их, и в дальнейшем это помогло мне как в прозе, так и в драматургии.
Где черпаешь вдохновение?
— Могу вынашивать идею рассказа в течение двух месяцев, а затем написать его за полтора часа. Идеи и мысли часто возникают, когда я занимаюсь рабочими делами или пишу сценарии к рекламным роликам. Фиксирую их в блокноте, чтобы позже сделать набросок. Если не пишется, откладываю работу и переключаюсь на другую деятельность. Сюжеты беру из жизни, но всегда добавляю в них свою идею. В последнее время отдаю предпочтение юродивым, в духе Достоевского, неким таким пьяненьким, страдальцам. Я смотрю на низы нашего общества и ищу там человека. Считаю, что последний пьяница, который внешне выглядит ужасно и идет в рюмочную опрокинуть сто грамм, бывает человечнее иного благополучного обывателя. Меня увлекает также литературная критика, хочу научиться писать рецензии.
Списываешь своих героев с реальных людей?
— Некоторые персонажи списаны с реальных людей, а некоторых я выдумываю. Но в каких-то героях очень много меня.
Какое произведение стоит прочитать, чтобы познакомиться с тобой как с автором?
— Читайте любое, которое вам понравится, и увидите, как я развивался как писатель. В 20 лет меня интересовали социальные темы о неблагополучии. Затем обратился к теме свобод и несвобод, потом — к молодежным субкультурам и наркотикам. В конечном итоге пришел к теме патриотизма — нашего прошлого, которое влияет на настоящее и останется в будущем. Это происходит здесь и сейчас, и как автора это меня волнует. Завтра картина мира изменится, и появятся новые интересы и новые темы.
Как относишься к критике?
— Критика меня абсолютно не задевает, всегда готов ее выслушать. Если меня критикуют — это хорошо, а если ругают, то вообще прекрасно — обратная связь дает стимул быть лучше.
Стать писателем – это путь к славе и деньгам?
— В наше время в реализме мало что заработаешь. Может быть, в фантастике? Но я не жалуюсь, потому что могу и в других сферах трудиться, например, в сценаристике. Возможно, мои произведения окажутся востребованными в будущем, и потом кто-то другой сможет их оценить. Но писательство, безусловно, приносит определенные бонусы — узнаваемость, цитируемость. О тебе говорят в узких кругах.
Нужно ли учиться, чтобы стать писателем?
— Есть писатели, которые не обладают врожденным чувством письма, но смогли научиться этому по определенным схемам и курсам. Это не про дар, а про приобретенные навыки — работа с сюжетной схемой. А писатель, мне кажется, должен обладать способностями и талантом — подмечать детали, видеть людей, понимать их психологию. С этим даром надо родиться и развивать его, постоянно оттачивая свое литературное мастерство. Нужно постоянно писать и искать новое.
Почему пишешь на тему СВО?
— Мне всегда хотелось написать пьесу о Великой Отечественной войне. В прошлом году на сцене Курского драмтеатра она была поставлена: «Дуга. Женщина в тени огромного леса». Посвящена постановка событиям Курской битвы. Были робкие мысли написать о специальной военной операции, но не было фактуры. В прошлом году я участвовал в проекте Академии творческих индустрий «Актуальная драматургия специальной военной операции». Приехали представители 15 театров из 10 городов России. Вместе с режиссером Вадимом Павленко мы представляли Курский драматический театр. Участники СВО рассказывали драматургам и режиссерам свои истории, которые легли в основу 12 пьес. Герой моего произведения — Артур, он воевал в зоне СВО и рассказал о войне как она есть. Это пьеса местами жестокая, но она несет общий посыл, что человек, пройдя через ужасы, трагедии и лишения, не превращается в зверя.
Каких успехов в писательстве сам себе желаешь?
— В юности поставил себе недостижимую планку — получить Нобелевскую премию по литературе. Отношусь к этому с иронией. Понимаю, что никогда не стану ее обладателем, но надо стремиться. Не сидеть на месте, писать, не останавливаясь. А написанное мною — талантливо или нет – пусть оценят другие.