













В 2024 году режиссер народного театра «Данко» Людмила Чевычелова в 45-й раз проводит новогодние утренники для маленьких железногорцев
Новогодние представления во Дворце горняков она начала проводить на рубеже 80-х годов прошлого века. Те утренники, конечно, отличались от сегодняшних. Вместе с Людмилой Федоровной вспомним увлекательную историю новогодних праздников.
Очень страшная быль
Первый новогодний праздник Людмила Чевычелова подготовила, еще учась в 4-5 классе. И в прямом смысле – с риском для жизни. Люда жила тогда в Поволжье, и было у нее 10 братьев и сестер. Отец уезжал на заработки, мама – вся в хлопотах о детях и доме. Смот-рит как-то Люда: у соседей елку наряжают, Новый год настает. И стало горько девочке: «А мы что – без елки на праздник останемся?». И взяла она в сарае топор и отправилась в лес. А за ней пятилетний братишка увязался. Маме, мол, расскажу, если не возьмешь.
Мороз трещит, снегу по пояс, пробираются по сугробам. Поле миновали, в лес вошли. Выбирают елку получше: эта нехороша, да и эта не такая. Вот так, елочка за елочкой, кустик за кустиком набрели на ту красавицу, что всем взяла.
Кое-как срубила деревце, совсем выбилась из сил. Оглянулась: а на небе уже луна, белый снег искрится россыпью бриллиантов, в верхушках сосен ветер гудит. Но главное – куда идти не знает. По следам определить, откуда пришли, невозможно, все вокруг затоптали. А тут еще братишка захныкал: замерз, есть-пить хочет. Испугалась девочка не на шутку. И спасло детей настоящее чудо, о котором Людмила Федоровна рассказывает так:
— Я вдруг вспомнила, что верующая мама постоянно приговаривала: «Господи, спаси, Господи, помоги». Стала и я так говорить, повторила много раз. И вдруг как будто кто-то поднял меня и подтолкнул в спину в одном из направлений. Страх исчез, я твердо знала, надо идти туда. Поплелись мы обратно, а сосенка-то тяжелая. Братишка ноет, на ручки просится. «Садись, – говорю, – на елку». И как на санках повезла мальца. Вышли из леса.А дома уже мама детей потеряла, никто не знает, где они. Люда понимала, что влетит, поэтому спрятала топор и сосну в сарай. Только напрасно. «Где были, Людмилка?» Братик выпалил: «В лес за елкой ходили, там волки бегали». Впрочем, наказывать ее не стали. А ту елку нарядили конфетами из хлебного мякиша в ярких фантиках, раскрашенными бумажными цепями, снежками из ваты. Здорово получилось. Люда очень гордилась, что принесла в дом праздник.
Дворцовые утренники
Людмила Чевычелова помнит, как сделала первый утренник во Дворце горняков. Тогда еще театра «Данко» не было, она работала заведующей детским отделом. Молодой работник культуры только приехала в город, а ей вдруг говорят: «Так, Людмила, срочно пиши сценарий, будешь проводить Новый год».
— Я так растерялась: «Как, сценарий? Как, Новый год? Времени очень мало». Выручило, что у меня была агитбригада «Затейники» – и петь, и танцевать, и сценки играть умели. Быстренько написала сценарий, начали репетировать. Всего сюжета не помню, но точно была Баба Яга, уж так колоритно ее играл Костя Золотавин. Волновались, но праздник получился.Это было в 1979-м году. А в 1981-м образовался «Данко», утренники готовила уже с ним. Раньше спектаклей не было, устраивали только театрализованное представление у елки. В сторонке на маленькой сценке играл баянист – долгие годы это был талантливый Дмитрий Шаповалов. Детей из танцевальных коллективов тоже привлекали. Но гости приходили маленькие – им было плохо видно из-за елки, возможно, и не так хорошо слышно. И со временем Людмила Федоровна пришла к мысли, что сказку показывать надо на сцене, а потом уже устраивать хороводы, песни, танцы, веселье – у елки.
Хоть елочкой, хоть грибочком
Новогодние сценарии режиссер «Данко» всегда писала сама, потому что коллектив большой, а выступать хочется всем. Поэтому действующих лиц вписывала столько, сколько участников. Уж так они Новый год любят, казалось бы, уже взрослые, некоторым по 52, а для них все равно это сказка. Играли в два-три состава, поскольку желающих выступить полсотни, а персонажей, скажем, 15. Но утренников много, так что все успевали получить удовольствие. Даже те, которые уезжали учиться, приезжая на праздники, приходили и просили: «Ну давайте, я хоть как елочка постою, или как грибочек посижу. Или клоуном пробегусь. Так хочется к елке!». Конечно, в сценарии обязательно должно быть много положительных героев и немножко отрицательных, чтобы конфликт двигал сюжет. Сказочные негодяи все хотели напакостить, подарки забрать, еще чем-нибудь испортить праздник. Но в итоге раскаивались, их прощали, и они оставались праздновать вместе со всеми.
Когда наступил ковид, для того чтобы уберечь детей, два года делали новогодние спектакли онлайн, играли взрослые – творческие работники ДК.
Людмила Чевычелова неизменно была ведущей утренников. Сама ведь сценарии писала, знала, как вырулить, если артист не то скажет или сделает.
Очень смешная история
В те времена, когда город был молодежный и детей много, новогодние представления показывали по две недели. Уставали, конечно, и бывало всякое. Как-то играли новогоднюю постановку на основе пьесы «12 месяцев». На сцене – костер, месяцы вокруг него сидеть должны. Но… надо учесть, что первый спектакль отыграли 31 декабря, а это было уже 1 января. Промежуток, сами понимаете, – новогодняя ночь, которую артисты отмечали, как полагается. И вот открывается занавес, а возле костра сидят… 4 месяца! Остальные в перерыве прикорнули по укромным уголкам на матах, да и уснули. А теперь представьте себя в зрительном зале. Неожиданно из-под задника, на котором изображен лес, из-под ветки намалеванной елочки выползает… месяц, потихоньку подползает к костру и молча усаживается. За ним другой. Через время из кулисы выходит еще один и так же молчаливо присоединяется к братьям. Затем с противоположной стороны появляется следующий и громко возглашает: «Ой, извините, я опоздал!». Время февралю говорить свои слова, а его тоже нет. Наконец выходит, стучит посохом, и говорит в тему: дороги замело, ни проехать, ни пройти. В зале – веселье, зрители просто валяются от смеха. К концу спектакля все двенадцать разными путями добрались до костра.
Все по моде
— Персонажи в новогодних сказках шли в ногу со временем. Как только появился мультфильм про фиксиков – мы сразу ввели их, сшили костюмы. Вышел мультик «Маша и медведь» – они тут же стали героями нашего утренника. Лунтик у нас на сцене появлялся с луны под детские восторженные крики: «Лунтик! Лунтик!», — рассказывает режиссер и сценарист.Сейчас Людмила Чевычелова больше склонна писать сценарии на базе наших традиционных русских и советских сказок. Чтобы детки не забывали эти персонажи, к тому же и родители могут им подробней рассказать о них. В прошлом году, например, это были великолепные крокодил Гена и Чебурашка.
Дед Мороз – это призвание
Этот персонаж должен быть фактурный, крупный, с солидным голосом. Раз роль требует особых данных, она надолго закрепляется за артистами. Долгие годы убедительными дедами морозами были известный в городе артист Владимир Кубасов, бывший директор ДК Валерий Иванников, затем – Валерий Усов, режиссер Дворца. Он тоже занимался в «Данко» и с 9-го класса играл новогоднего Деда. Вернулся после учебы и снова заступил на должность новогоднего волшебника, говорит, что тот ему уже просто снится. И ребята, которые подрастали в театре, в старших классах играли дедов морозов. Павел Гридасов – с 16 лет, и в этом году тоже будет. С ним разделит эту роль артист театра и кино Женя Олексик, тоже воспитанник «Данко», который в этом году окончил МГИК. Приехал в Железногорск на побывку и не избежал новогодней нагрузки.
— Еще бы отказался, – смеется Людмила Федоровна. – Ведь он в шесть лет пришел в театр ДК именно для того, чтобы быть Дедом Морозом. И был у нас шестилетний новогодний волшебник на театральном капустнике.
— Я приехал отдыхать, а буду играть Деда Мороза. Это для меня лучший отдых – дарить радость детям, — говорит Евгений Олексик.Маленькие гости
Всегда принимали участие в праздничном действе.
— Не могу сказать, что в разные годы дети по-иному воспринимают праздник, и сейчас не равнодушны к новогоднему волшебству. Когда идет спектакль на сцене, они верят в то, что происходит, смеются и огорчаются за героев. И у елки рады вместе с любимыми персонажами повеселиться. Откликаются очень сердечно, и происходит между ними какое-то эмоциональное единение. Все дело в нас: любим ли мы этих детей, хотим ли сделать для них чудо, праздник? Я знаю, как это сделать, — уверена Людмила Чевычелова.Представление заканчивается, а никто не хочет уходить, хотя артистам нужно идти на сцену на следующее представление. Дети бегут к героям, хватают их за руки, просят сфотографироваться, лопочут Деду Морозу стихотворения. А он дает шоколадку из своего мешка – и это высшее счастье. По наблюдениям режиссера, деткам до семи лет нравятся больше не спектакли на сцене, а живое общение со сказочными героями возле елки.
И большие
Детям постарше интересно посмотреть сценическую сказку. И не только им, но и родителям. С одним ребенком приходят мама, папа, бабушка, крестные. Для них тоже счастье прикоснуться в Новый год к сказке. Были случаи, что молодые мамочки приходили с младенцами на руках и просили пропустить. Ясно, что восьмимесячный ребенок ничего не поймет, но самой молодой женщине хотелось посмотреть.
— Тысячу раз благодарили родители за новогодние утренники. Это приятно. Но для нас главная благодарность – глаза детей, восхищенные, радостные, их улыбки. И больше ничего не надо, — говорит главный сценарист и режиссер железногорской новогодней сказки Людмила Чевычелова.