Наш человек в оркестре Спивакова

екатерина гладушина
1 из 5 изображений
Наш человек в оркестре Спивакова
© фото: из личного архива анастасии хохолковой и «жн»
2 из 5 изображений
Наш человек в оркестре Спивакова
© фото: из личного архива анастасии хохолковой и «жн»
3 из 5 изображений
Наш человек в оркестре Спивакова
© фото: из личного архива анастасии хохолковой и «жн»
4 из 5 изображений
Наш человек в оркестре Спивакова
© фото: из личного архива анастасии хохолковой и «жн»
5 из 5 изображений
Наш человек в оркестре Спивакова
© фото: из личного архива анастасии хохолковой и «жн»

В прошлом номере мы рассказали о ветеране войны и геологе-первопроходце Вадиме Шамшурине. Сегодня речь пойдет о его внучке. Анастасия Хохолкова – музыкант, работает в одном из лучших оркестров мира и имеет возможность дарить свое творчество городу, построенному ее предками.

Летящие стрижи и запах каштанов

Это то, что ассоциируется у коренной москвички Анастасии Хохолковой с Железногорском. В детстве каждое лето она гостила здесь.

— Совсем детские впечатления: мы в такую приятную жару идем от квартиры дедушки с бабушкой к тете с улицы XXI Партсъезда на улицу Димитрова практически через весь город. Пахнут каштаны, перед нами мелькают стрижи. И теперь, когда чувствую запах цветущих каштанов и вижу стрижей, я ощущаю себя в Железногорске, — делится Анастасия.
А в своей родной Москве Настя с четырех лет серьезно занималась игрой на скрипке под руководством мамы. Музыкальный педагог Людмила Вадимовна Шамшурина – уроженка Железногорска, окончила здесь музыкальную школу, затем музыкальное училище в Орле и Горьковскую консерваторию. Много лет работала в нашем Дворце культуры, в музыкальной школе в Железногорске и Михайловке. Позже пришлось уехать в Москву. Она «вела» дочку грамотно, где нужно, заставляла, где нужно – убеждала, учила смотреть на неудачи как на уроки мастерства. Девочка в шесть лет поступила в специализированную музыкальную школу, а после ее окончания – в музыкальное училище им. Гнесиных. И там ее уже не нужно было мотивировать – юная скрипачка поняла, что музыка – ее судьба.

Мы - спортсмены

— С четырех и до 24-25 лет длится ежедневное образование музыканта. Летом пауза на 2-3 недели, а потом опять занятия по несколько часов в день, потому что уходит мышечная память. У скрипачей нет ладов, клавиш, у нас гладкая горка, и пальцы должны попадать в нужное место. Можно много говорить о таланте, одаренности, но уровня не достичь без тренировок. Мы – спортсмены. Как художественные гимнастки делают кувырки, а потом ловят ленту, даже не смотря на нее? Так и мы, все на уровне автоматизма, — объясняет путь музыканта Анастасия.
Сравнение артистов классического искусства со спортсменами высших достижений проходит у нашей героини красной нитью. Она преодолела все этапы, включая учебу в Московской консерватории, где условия не были тепличными – каждый студент работал на свои достижения в условиях жесткой – часто зависящей от субъективной оценки – конкуренции. В то же время Гнесинка в этом смысле была исключением. Анастасия некоторое время преподавала там, прекрасно общается с бывшими однокашниками и педагогами.

Еще на первом курсе музучилища Анастасия Хохолкова попала на генеральную репетицию Российского национального оркестра. В то время им руководил Владимир Спиваков. И сказала себе, что хочет быть в этом коллективе – показалось близким звучание, привлекал высокий уровень исполнителей.

— Я всегда хотела работать в оркестре. Во-первых, я больше люблю симфоническую музыку. Быть внутри этого – особое ощущение. Во-вторых, это возможность общаться с большим количеством интересных музыкантов, дирижеров, солистов, вокалистов. Может, это была установка с детства. Мама мягко информировала меня, что это всегда востребовано, — объясняет свой выбор скрипачка.
Если к чему-то сознательно идешь – обстоятельства складываются благоприятно. Еще студенткой консерватории Анастасия несколько раз выступала с Российским национальном оркестром, а потом прошла конкурс и вошла в состав. Уже под руководство создателя этого оркестра Михаила Плетнева.

«Играю я для вас, маэстро»

Десятилетний опыт работы с Михаилом Плетневым был незабываемым: гастроли по всему миру, прекрасные оркестранты, о руководителе как человеке и музыканте только хорошие воспоминания. Но Анастасия со временем поняла, что пора осуществлять еще одну мечту:

— Сейчас я понимаю, что много лет назад захотела работать именно со Спиваковым. Меня тогда привлекла харизма дирижера, а не сам коллектив. Теперь я перешла к музыканту, которого почувствовала на расстоянии и творчески, и человечески.
В 2017 году Анастасия пошла на конкурсный отбор в Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. И как олимпиец должен выдать результат, к которому шел всю жизнь, так и наша героиня собрала в одном выступлении свой тридцатилетний путь.

— Такого волнения я никогда не испытывала, несмотря на сценический опыт. Безусловно, творческое волнение присутствует всегда, но в тот момент была просто физическая паника. Играла в небольшом помещении, где от тебя до комиссии 3-4 метра. Все твои руки, изъяны в постановках как на ладони. И страх, что можно сделать что-то не так. Но потом все перешло из эмоционального на физический уровень. Именно в таких моментах откликаются годы тренировок.
Анастасия играла стандартный конкурсный отбор: венская классика (Моцарт), полифония (Бах), романтическое произведение. Часто на конкурсах добавляется читка с листа – смотрят, как человек справляется с новым музыкальным текстом и работает в экстремальных ситуациях. Стандартные вопросы: где училась, у кого и «Спасибо, мы вам позвоним».

Позвонили.

Уважение как стиль

То впечатление интеллигентности и простоты, которое остается у зрителей от Владимира Спивакова, никоим образом не обманчиво. Анастасия Хохолкова рассказывает, что, оставаясь на недосягаемом профессиональном расстоянии и высоте, Владимир Теодорович при этом открыто идет на общение, старается во всем поддерживать оркестрантов, участвовать в их жизни.

Вопрос о том, как руководитель сердится, ставит скрипачку в тупик:

— Я такого не видела. У него стиль основан на уважении. У него такой подход: мы же профессиональные музыканты, странно, что есть такая ситуация, давайте попробуем еще раз. Но чтобы было какое-то недовольство... Наверное, он высказывает это лично, никогда при всем коллективе. Часто он делает даже не замечания, а предлагает свои решения в игре, но при этом никогда не дистанцируется, не показывает свой уровень.
Во взаимном уважении, по мнению Анастасии, и кроется секрет успеха Национального филармонического оркестра России и детища Владимира Спивакова – «Виртуозов Москвы». Очень показательным был 2020 год, когда семь месяцев музыканты были на карантине – без выступлений и даже репетиций.

— Думали, что все придут и не будут помнить, в какой руке инструмент держать. Но что поразило – оркестр вышел на первую репетицию в совершенно бешеной форме. Потому что все боялись выйти не на том профессиональном уровне. Пришли готовые исполнять партии по запланированным программам. Это к вопросу об уважении, в том числе к самому себе, — считает музыкант.

Там, где тепло

Новость о том, что Национальный филармонический оркестр России при поддержке компании «Металлоинвест» и фонда Алишера Усманова «Наука, искусство и спорт» будет выступать в Железногорске, для Анастасии стала неожиданной и радостной. С 2018 года было уже несколько таких гастролей.

— Мне было очень приятно приехать сюда спустя годы. Удивило, что город растет, развивается, в очень хорошем состоянии. В нем приятно находиться, он чистый, спокойный. Зритель здесь очень теплый. Есть такое понятие: встречают прекрасно или встречают тепло. Прекрасно может быть наиграно, тепло – нет. На сцене мы обычно очень сильно ограничены освещением и практически не видим зала. Но мы зал можем чувствовать. Это сложно описать словами, но бывают холодные залы, чаще всего за рубежом. Если Франция эмоционально откликается, то Германия, Голландия, Америка в большинстве своем воспринимает все очень холодно. Да, будут хорошие рецензии, аплодисменты, но ответа не чувствуешь. Это личное ощущение, — подчеркивает Анастасия.
У нее с Железногорском связано и недавнее рождественское чудо. Выясняя, похожи ли на прадедушку-первопроходца двое ее сыновей, Анастасия почему-то открыла не семейный альбом, а поисковик в Интернете. И совершенно случайно нашла пост двухгодичной давности на странице нашего краеведческого музея, где говорилось, что потомки Вадима Шамшурина не найдены. «Мы здесь!» - откликнулась Анастасия. И уже в марте выступала перед железногорцами, среди которых были новые друзья. Ниточки с генетической родиной, оборвавшиеся было, появились снова.

Она очень любит выступать в России, особенно в маленьких городах, где людей проще «открыть», они непосредственные и живые. Железногорк – такой. И наша героиня, приезжая сюда, как маленькая Настя, снова ощущает то приятное летнее тепло, независимо от времени года.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ