![](/upload/iblock/ade/zbwolg4sr0b576qpin3mh9rresq6wlcy/photo_2024_06_29_22_17_53.jpg)
![](/upload/iblock/0d0/o1ypjppqj02m010qmlfc4xqp5gz51d1z/photo_2022_06_06_11_36_01.jpg)
![](/upload/iblock/80e/zjwg59ucg1ju1us3rswwk8a7zy12hob2/photo_2023_08_10_08_59_02.jpg)
![](/upload/iblock/623/g292kll0r1ftu6v36u5op8doi2cs96g4/photo_2024_06_29_22_19_58.jpg)
![](/upload/iblock/f93/ri982mp7jvcw00lue2x342ney1ctiopi/photo_2024_06_29_22_21_42.jpg)
![](/upload/iblock/ade/zbwolg4sr0b576qpin3mh9rresq6wlcy/photo_2024_06_29_22_17_53.jpg)
![](/upload/iblock/0d0/o1ypjppqj02m010qmlfc4xqp5gz51d1z/photo_2022_06_06_11_36_01.jpg)
![](/upload/iblock/80e/zjwg59ucg1ju1us3rswwk8a7zy12hob2/photo_2023_08_10_08_59_02.jpg)
![](/upload/iblock/623/g292kll0r1ftu6v36u5op8doi2cs96g4/photo_2024_06_29_22_19_58.jpg)
![](/upload/iblock/f93/ri982mp7jvcw00lue2x342ney1ctiopi/photo_2024_06_29_22_21_42.jpg)
На первый взгляд удивительно: почему школа, возвращающая к истокам народного творчества, возникла в молодом горняцком Железногорске, а не в одном из старинных поселений. Потом понимаешь: она здесь нужна, чтобы придать тепла и разнообразия жизни производственного города.
— «Артель» занимается этим уже три десятилетия – рубеж, на котором есть повод осмыслить немалый пройденный путь, настоящий момент и куда двигаться дальше. Ведь мы подошли к такому этапу, когда все уже сложилось, с одной стороны – стабильность, с другой – есть планы на будущее, есть куда стремиться, развиваться, — считает директор школы художественных ремесел «Артель» Наталья Чепелева.– Наталья Ивановна, в стране сейчас очевидна востребованность традиционных ценностей, в том числе народного искусства. Как понимаете задачи «Артели» в этом разрезе?
– Это изначальная и коренная задача нашей школы – сохранение народной культуры и воспитание детей на нашем национальном наследии. По сути, мы окунаем детей в атмосферу народной культуры, напитываем родными ценностями. Это очень актуально, потому что исконно русские ценности просто размываются под влиянием запада. Но когда молодые семьи приводят своих детей к нам в школу, то ребята влияют и на родителей, открывая им этот мир. Взрослые приходят на наши праздники, видят, как мы сами любим то, чем занимаемся, как у ребят загорается огонь любви к своему родному краю, к тому, что делали наши предки, какое у них было отношение к людям, к семье, какие ценности и мироощущение.
Это очень важно, и мы стараемся вести эту работу и за рамками занятий. «Артель» победила в прошлогоднем грантовом конкурсе «Вместе! С моим городом» и реализовала проект «Творческая мастерская. Связь поколений». Проводили вместе с семьями, в том числе с бабушками, экскурсии, занятия и мастер-классы, посиделки и праздники, а по итогу сделали выставку. Это послужило семейному сплочению, передаче ценностей от старшего поколения младшему.
Знаете, мы просто делимся от сердца своими умениями, знаниями, любовью. И не раз замечали, как современные «утонувшие» в гаджетах дети, начиная обучаться здесь, меняются – увлекаются ремеслом, открываются навстречу красоте, а вся шелуха опадает, и интернет перестает быть доминантой в их сознании.
– Как начиналась и какова сегодня «Артель»?
– Школа возникла стараниями Народного мастера России Леонида Мартыненко. Он сумел убедить руководство города создать школу-студию народных промыслов и 19 лет руководил ею. То есть создал, поднял и заложил принципы образования и воспитания в ней – качество обучения и атмосферу творчества. Мы продолжаем развитие на этих основах. Здесь сложилась своя корпоративная культура, очень семейная, теплая. Коллектив маленький, мастера уникальные, и мы очень ценим друг друга. Сейчас Леонид Михайлович трудится мастером производственного обучения и заведует музеем. Он сам собрал в него более 700 самобытных экспонатов – предметы народного быта и культуры наших предков, ремесел – старинные и современные изделия; и каждый год проводит экскурсии 2 тысячам посетителей.
Сегодня в школе 136 воспитанников. Их учат 6 преподавателей и 2 мастера производственного обучения. Плетению из лозы обучает Народный мастер России Марина Мельцева. Отделение художественной обработки соломки ведет Наталья Землякова, считаем его важным, поскольку этот промысел уже редкий. На отделении глиняной игрушки работает народный мастер России Евгения Кузовкова, здесь делают не только традиционную суджанскую игрушку, но и дымковскую, авторские скульптурки. Имеется также отделение художественной росписи – батик, где преподает выпускница нашей школы Елена Коровина. Отделение прикладного творчества в ведении талантливого педагога Галины Валь, она обучает порядка 20 техникам, в их числе – нетканый гобелен, ткачество, инкрустация ткани, папье-маше, народная кукла и другие. Декоративно-прикладное творчество включает в себя валяние из шерсти, живопись, рисунок, композицию – здесь дети занимаются под руководством Натальи Коробкиной.
– С 2022 года ваша школа перешла в областное подчинение – что изменилось и что осталось прежним?
– Мы не потеряли свою уникальность, остались единственной в регионе школой ремесел, которая занимается художественными ремеслами на достаточно высоком уровне. Это ценится в области, «Артель» берегут, помогают. Выделили средства на оборудование, офисную технику и на станки по расщеплению лозы – штучные, ручной работы. Плюс нам сделали капитальный ремонт крыши и проектно-сметную документацию на капитальный ремонт здания. Очень надеемся, что школу включат в
нацпроект «Культура», тогда сможем провести этот ремонт и получим дополнительное оснащение.
– Широко ли известна наша «Артель»?
– Железногорская школа ремесел заметна не только в городе и области, но и за ее пределами. Все дети из «Артели» успешно проявляют себя на конкурсах разного уровня.
Ежегодно участвуем в международных ярмарках и праздниках. Уже несколько лет выезжаем в Белоруссию на фестиваль «Александрия собирает гостей», на мероприятия, которые проходят в регионе – на ярмарке в Коренской пустыни, в фольклорно-этнографическом центре Красниково.
– Кто-то из воспитанников выбирает народное творчество своей профессией?
– С каждым годом набираем все больше детей на предпрофессиональную подготовку. Это программа более основательная, углубленная. Там дети помимо ремесел: плетения из лозы, художественной соломки, прикладного творчества, глиняной игрушки, валяния из шерсти – занимаются живописью, рисунком, композицией, то есть получают художественное образование. Есть выпускники, которые выбрали творческие специальности. Некоторые поступают в наш художественный колледж, кто-то идет в вузы или в Суджанский колледж искусств.
– Может быть, обучение ремеслам в «Артели» поможет и детям с ОВЗ найти свой жизненный путь?
– Мы готовы принимать деток с ОВЗ и заниматься с ними. В последние годы мы обучили преподавателей работе с такими детьми, разработали адаптированные программы. Если есть желание у родителей, пусть приводят ребят. Вообще, мы сотрудничаем с реабилитационным центром общества слепых. Его пациенты из разных регионов часто приходят к нам на экскурсии. Для них это необычный тактильный опыт, мы даем им возможность ощутить мир народного творчества, что называется, на кончиках пальцев. Не менее активно взаимодействуем с домом ветеранов.