С 1 июля в Курской области введена маркировка на обувь, лекарственные препараты и табачную продукцию.
Маркировка представляет собой QR-код, который можно считать при помощи специального приложения. Скачав программу на смартфон, покупатель может узнать, где и из чего произведена продукция, кто этот товар ему продал. Так он сможет узнать фальсификат. Если в приложении не окажется никаких данных, это будет означать, что его производство и продажа нелегальны.
Продавцы обязаны промаркировать товар. Если они этого не сделают, покупатель смело может обращаться в Роспотребнадзор с жалобой. Важно понимать, что на качество товара система маркировки не повлияет. Однако продавцу будет сложнее обмануть покупателя, рассказывая сказки о качестве и производителе товара.
Сканировать уникальные цифровые коды на упаковке и получать полезную информацию о товаре потребитель сможет через бесплатное приложение «Честный знак».
Все участники оборота должны зарегистрироваться в информационной системе маркировки на сайте честныйзнак.рф. Там можно будет узнать сроки обязательной маркировки других видов продукции.
Маркировать товары в Курской области начали с 2016 года – тогда QR-кодами снабжали меховые изделия. С каждым годом перечень маркировочных товаров расширяется.
Проект по маркировке обуви стартовал в стране в 2019 году. Она должна была стать обязательной для всех участников рынка с 1 марта, но дату перенесли на 1 июля.
— В Курской области уже зарегистрировались 8 производителей обуви и 431 представитель оптовой и розничной торговли. По табаку производителей нет, по продаже – 481 предприятие. Немаркированную продукцию до 1 июля необходимо было продать или промаркировать самостоятельно. Для этого надо было подать заявление в «Честный знак». Те, кто собирался успеть промаркировать остатки, это уже сделали. Об этом мы активно информировали участников оборота, в том числе через органы местного самоуправления. Так что процесс идет, — рассказала и.о. председателя областного комитета промышленности, торговли и предпринимательства Вера Дьяконова.В магазине Kari в ТЦ «Европа» обувь уже промаркирована. Весь новый товар в магазин приходит уже с QR-кодом на упаковке. Продавцы магазина называют его обувным паспортом, так как в нем зашифрована вся необходимая и покупателю, и продавцу информация. Основные операции на кассе теперь будут проводиться здесь с использованием таких кодов. Поэтому продавцы просят покупателей не выбрасывать коробки – без нее не получится оформить возврат.
У продавцов на рынке и в небольших магазинах обуви нет общего представления о том, что такое маркировка продукции и когда она станет обязательной. Они выражают сомнение, что с 1 июля в их работе действительно что-то изменится, сами плохо отличают промаркированный товар от не промаркированного. И в целом на фоне коронавируса и снижения покупательского спроса нововведения вызывают у них раздражение. Продавцы предполагают, что это способ со стороны контролирующих органов следить за легальностью товара, появляющегося на прилавках. Но плохо понимают, как это будет работать.