Школьные уборки возвращаются?

Анна Бессарабова
1 из 1 изображений
Школьные уборки возвращаются?
© фото: Архив «ЖН»

В жизни российских учеников снова может появиться трудовое воспитание. Комитет по просвещению вынес на обсуждение депутатов Госдумы законопроект, разрешающий привлекать школьников к уборке классов.

Народные избранники намерены снять запрет на «использование детского труда». По действующему законодательству для того, чтобы задействовать школьников в отдельных делах, необходимо согласие самих учеников и их родителей. Кроме того, санитарные нормы не позволяют привлекать детей к уборке в кабинетах. В недалекой перспективе ситуация может измениться. Как сказал на заседании Госдумы депутат Анатолий Вассерман, «хватит растить и поощрять бездельников».

А как к инициативе законотворцев относятся железногорцы? Наше издание попросило прокомментировать новый проект педагогов, родителей, учащихся и школьных психологов. Вот о чем они рассказали…

Директор школы №14 Галина Зверева:

- Мы прорабатывали этот вопрос на нашем уровне, начиная с управляющего совета, в состав которого входят представители родительской общественности и детей, учителя. Все поддержали инициативу, выступили за то, чтобы трудовое воспитание вернулось в школу. Мы обсуждали эту тему еще в октябре, в том числе на классных родительских собраниях. Предварительно собирали родительские комитеты. Тоже все поддержали. У нас есть протокол голосования в поддержку этой инициативы: чтобы ввести и трудовое обучение, и начать дежурства по классам. Частично, кстати, дети уже вытирают пыль, подметают кабинеты.

Однако мы ждем, когда депутаты примут закон, и тогда у нас появятся основания для поиска, запроса средств. Ведь нужно, чтобы в каждом кабинете были дезинфицирующие средства, перчатки, ведра и швабры. Необходим инвентарь. Выйдет закон – можно будет просить денежные средства, думать о финансировании.

Частично, в разумных пределах, родители готовы «спонсировать» уборки и дежурства. Но, повторюсь, нужна законодательная база.

Психолог школы №8 Любовь Трутаева:

- Я отношусь к идее вернуть в учебные заведения уборки и дежурства положительно. Во-первых, это приучение к труду. Развиваются навыки, приобретается полезный опыт. Сегодня дети не умеют многого, не приспособлены к элементарным вещам: девочки не умеют вставлять нитку в иголку и пришивать пуговицы, мальчики не знают, как забивать гвозди. Это показывают уроки технологии. Во-вторых, у ребят из младших классов будет развиваться моторика. В-третьих, появится ответственность. И дома дети будут повторять то, что делают в школе: мыть полы, вытирать мыль, следить за чистотой в своих комнатах. Сейчас бабушки и дедушки ограждают внуков от такого: не дают лишний раз помыть за собой тарелку, убрать со стола. Все делают сами. А здесь появятся навыки самообслуживания. Ребенок сам приучится к простым и полезным вещам.

Помню, как было у нас в школе. Мальчишки умели делать стулья, девчонки следили за порядком в классе. Ничего плохого в том не было. Так что я всецело за эту инициативу.

Учитель гимназии №1 Людмила Лукина:

- Когда школьные уборки отменили, мы, педагоги, не имели права привлекать детей к труду без согласия родителей. Нельзя было поручить ребятам, например, помыть класс или парты. Увы, так действительно воспитываются потребители, которые потом, становясь взрослыми, крушат все вокруг, ломают, портят и ждут, что за них все починят, приберут.

Поверьте, дети сами с удовольствием будут работать. У меня третий класс после каждого урока технологии сами наводит порядок: школьники протирают парты и подоконники, убирают черные полосы с пола. Мы с ними даже рассаду сажали. Овощные культуры. Так они каждое утро бежали на нее смотреть: выросла или нет. Поливали.

Трудовое воспитание – важное, доброе и полезное дело. Дети научатся трудиться. И они точно потом не станут вандалами, будут уважать чужой труд.

Я сама училась в школе, и мы каждый день дежурили в классах, работали летом, ездили в колхоз собирать картошку. Ничего плохого в этом не было. Вспоминаю те времена с теплотой.

Советник директора школы №4 по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Анна Скобцова:

- На мой взгляд, на данном этапе трудовое воспитание в школах может столкнуться с рядом серьезных затруднений. В первую очередь это связано с тем, что пока государство акцентирует внимание на соблюдении прав и свобод ребенка и прописывает, что по сути трудовая деятельность в школе может быть приравненной к эксплуататорской. Без согласия и желания детей и их родителей школе запрещается привлекать учащихся к трудовой активности. Также нужно учитывать тот факт, что нет конкретных границ трудового воспитания. Как не перейти черту?

Я считаю: прежде, чем привлекать детей к уборке школы и прилегающей территории, необходимо развивать в них трудовые навыки и умения в повседневной жизни, в быту, а это невозможно сделать без заинтересованности родителей в данном вопросе. Практика показывает, что большинство современных детей не имеют никаких обязанностей по дому.

Подростки не должны привыкать ко всему готовому. Когда один ребенок принимает участие в субботнике, а другой, просидев спокойно дома и придя в чистую школу, не будет способен воспринимать труд как нечто важное и значимое. С воспитанием трудолюбия и уважения к труду сейчас есть большие проблемы.

Анастасия Костина, ученица 11 класса Студенокской школы:

- С одной стороны, вернуть трудовое воспитание – хорошая идея. Со школы взрослые будут прививать детям ответственность, понимание, что ты должен сам за собой убирать. Мало того, субботники и тому подобное сплачивают детей и весь коллектив. Но с другой стороны, именно выпускникам 9-х и 11-х классов будет достаточно сложно совместить этот процесс с тщательной подготовкой к экзаменам. Тем не менее выделить какой-то день в неделю или даже в месяц, думаю, все же можно.

А что думают родители?

Чтобы выяснить позицию мам и пап, бабушек и дедушек, мы провели опрос в социальных сетях.

Жители города активно высказывались по теме. Большая их часть выступает за возвращение школьных уборок и дежурств, но есть и те, кто убежден, что трудовое воспитание их детям не нужно.

Приведем самые интересные комментарии читателей.

Надежда Мясюгова: «Вспомните, у нас были дежурные по классу, по 2 ученика. Убирали мусор, мыли доску, поливали цветы, проветривали класс. Это не трудно и занимает не так уж много времени. А также были субботники - убирали территорию школы. Обязательно надо приучать учащихся к уборке и труду».

Наталья Мормуль: «Да, трудовая дисциплина должна иметь место, класс становится сплоченнее, когда ребята трудятся вместе, сообща, а то многие не знают, с какой стороны к ведру подойти».

Ольга Уткина: «Мы, конечно, полы в школе не мыли, но дежурили и в классе, и в коридоре по очереди. Мыли доску, протирали подоконники, поливали цветы, подметали пол, выносили мусор. На ежедневной основе! Раз в несколько месяцев была генеральная уборка класса. Также старшие классы в летний период проходили практику в школе, и никто от этого не умер, а, наоборот, на практике ученикам доверяли ту работу, которую не разрешали дома. Мы красили окна, пололи клумбы. Мальчишки делали забор, пилили деревья, копали землю. Осенью и весной была уборка территории. И это было здорово. Осенью на 3 дня ходили на уборку свеклы всей школой».

Павел Звягин: «Начинать нужно с достойного уровня образования, питания, безопасности, бесплатных учебников, а не с трудового воспитания».

Кира Лаврова: «В школе ребенок должен учиться, а не мыть полы».

Алекса Цапина: «Трудовое воспитание обязательно нужно. Иначе выходит, что дети и дома не должны после себя убирать. Ведь они думают, что все им обязаны - уборщица пусть моет, а я плюну на пол. Ей же за уборку зарплату дают. Дома пусть мама или кто-то еще убирает – а я еще ребенок. А потом удивляемся, откуда у подростков неуважение к чужому труду».

Анна Борзенкова: «Конечно, нужно. Еще бы вернули нормальные уроки труда, где девочек учат шить и готовить, а мальчиков мастерить своими руками (к примеру стулья и линейки), это никому не навредит».


АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ