В последнее время железногорцы стали больше обращать внимание на соответствие зданий нормам пожарной безопасности и наличию в них противопожарного оборудования и систем. В городе работают два крупных торговых центра - «Европа» и «Линия». Мы решили узнать, как организована в них система пожарной безопасности, и насколько профессионально будет проведена эвакуация людей в случае пожара.
Предупреждение и профилактика пожаров, защита населения и материальных ценностей от огня – главные задачи сотрудников надзорных органов. Поэтому за разъяснениями мы обратились к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы Евгению Лоцманову.
- Евгений Александрович, планируются ли эвакуационные мероприятия при строительстве зданий? С чего начинается пожарная безопасность?
- При разработке проекта строительства здания архитекторы обязательно учитывают все моменты возможной пожарной опасности. Проектировщики всегда просчитывают дополнительные выходы, которые являются путями для эвакуации. Количество эвакуационных выходов зависит от функционального назначения здания и количества людей, которые могут там находиться одновременно. При приемке здания пожарный надзор контролирует только соответствие. Мы являемся надзорным федеральным органом.
- Чем отличаются алгоритмы поведения при пожаре и ракетной опасности?
- Эвакуация - это процесс организованного самостоятельного движения людей из помещения или в безопасные зоны. Вот почему при ракетной опасности слово «эвакуация» не подходит. При ракетной опасности все должны не выходить из здания, а наоборот укрываться в его помещениях.
- Как обеспечивать эвакуацию в современных торговых центрах?
- Во всех зданиях при входе должен висеть план эвакуации, а люди в целях сохранения своей жизни должны с ним ознакомиться. Эвакуация обеспечивается многими техническими моментами. Все эвакуационные выходы по требованиям пожарной безопасности должны открываться по ходу эвакуации изнутри без ключа. Направление движения обозначено в планах эвакуации. В ТЦ «Европа» большинство дверей оборудованы электрозамками. В случае срабатывания системы пожарного оповещения они будут автоматически разблокированы. Согласно правилам, такие двери не обязательно всегда держать открытыми. Автоматические двери в обязательном порядке оборудованы системой «Антипаника», которая используется в чрезвычайных ситуациях. «Антипаника» представляет собой зеленую кнопку, которая располагается у запасных выходов. Она сконструирована так, чтобы можно было распахнуть дверь при нажатии на любое место ручки. Даже если человек прижат к двери толпой, он сможет открыть замок и покинуть опасное здание. Если оповещение сработало, а дверь по каким-то причинам не разблокировалась, - нажать зеленую кнопку и двери откроются, это заметно снижает накал эмоций и помогает быстрее эвакуироваться. Кнопка системы «Антипаника» одноразовая - её нельзя нажать, а потом вернуть в исходное положение.
- Наши торговые центры оборудованы эскалаторами. Как они работают во время эвакуации?
- Человек так устроен, что при опасности он бежит из помещения тем путём, которым пришел. Эскалаторы и лифты при расчёте эвакуации вообще не учитываются и не являются путями выхода при пожаре. При срабатывании системы оповещения эскалаторы останавливаются, а лифты должны опуститься на первый этаж и стоять с открытыми дверями.
Подробнее о том, как устроена система противопожарной безопасности в торговом центре «Европа», мы пообщались с начальником отдела административного контроля Анатолием Калюкиным. Нас провели на КПП, где на мониторах компьютеров можно было увидеть всю систему пожарной безопасности.
— Результаты этого турнира мы посылаем в Федерацию шахмат России на обсчёт рейтинга. С каждым этапом уровень игроков растет. По итогам всех соревнований мы всегда разбираем ошибки. Это тоже входит в программу обучения. Это самая полезная часть методики обучения шахматам. Высокие разряды требуют упорства. Нужно участвовать в более статусных турнирах в Брянске, Курске. Очень важно возить детей на московские турниры, в Петербург и Казань, потому что это центры развития шахмат в стране. Понятно, что наша команда на фоне самых сильных ребят страны средняя, но мы учимся у сильнейших и растём, — заключил Руслан Лебедянцев.При срабатывании пожарной сигнализации автоматически включается звуковое оповещение, для этого по всему торговому центру стоят динамики. Все помещения оборудованы спринклерной системой пожаротушения.
— В каждом маленьком спринклере находится колба с жидкостью красноватого цвета, которая при достижении 60° трескается, и начинается разбрызгивание воды под давлением. Система может потушить пожар ещё до приезда пожарных, — подчеркнул Анатолий Калюкин.Анатолий Петрович провел нас по этажам, где показал пожарные шкафы с рукавом и огнетушителем, зеленые кнопки системы «Антипаника» и эвакуационные выходы.
— У нас в полуподвальном этаже - восемь запасных выходов. Они открываются изнутри без ключа при помощи простой задвижки или «баранчика». Любой посетитель при пожаре может легко открыть дверь и выйти, — объяснил он.В разговор включилась директор находящегося на нижнем этаже магазина Kari Наталья Агафонкина. По ее словам, при пожаре сотрудники в первую очередь выведут людей, а потом уже будут выходить сами, потому что они знают все выходы. Все сотрудники об этом помнят. Пожарные и антитеррористические учения в «Европе» проводятся ежемесячно.
Руководитель службы безопасности торгового центра «Линия» Андрей Петрачков показал нам спринклерную систему пожаротушения, пожарные шкафы с огнетушителями, которые подключены в десятитонной емкости с водой, находящейся в цокольном этаже здания. При эвакуации людей выводят через главные и боковые служебные выходы. КПП торгового зала оборудовано системой InterM. Система оповещения при задымлении или возгорании срабатывает автоматически. По периметру торгового зала и подсобных помещений находятся видеокамеры, что дает возможность начальнику смены и дежурному оперативно контролировать ситуацию.
— Мы проводим учения не только по пожарной безопасности, но и по террористической, на которых моделируются ситуации. Объясняем нашим сотрудникам пути эвакуации, методы тушения пожара, а также рассказываем, каким образом сотрудники должны помогать покупателям в экстренных случаях, — сообщил Андрей Петрачков.