Хозяйка кукол

анна бессарабова
1 из 7 изображений
Хозяйка кукол
© фото: из архива Елены Лысенко
2 из 7 изображений
Хозяйка кукол
© фото: из архива Елены Лысенко
3 из 7 изображений
Хозяйка кукол
© фото: из архива Елены Лысенко
4 из 7 изображений
Хозяйка кукол
© фото: из архива Елены Лысенко
5 из 7 изображений
Хозяйка кукол
© фото: из архива Елены Лысенко
6 из 7 изображений
Хозяйка кукол
© фото: из архива Елены Лысенко
7 из 7 изображений
Хозяйка кукол
© фото: из архива Елены Лысенко

У себя дома жительница Железногорска Елена Лысенко создает мир, населенный игрушками: текстильными, ватными, войлочными. Большую сказку, почти как «Терем-теремок» – с очаровательными ежиками, смешными зайцами и немного грустными клоунами.

Ее специальность - «обогащение полезных ископаемых». Елена Александровна окончила Курский государственный технический университет, а до этого Железногорский художественный колледж имени А. Дейнеки.

Обогащает она не руду, а маленьких обитателей города горняков – знаниями. Елена Лысенко сначала работала учителем изобразительного искусства в общеобразовательной школе, а затем преподавателем художественного отделения Студенокской детской школы искусств. Еще у нее есть своя студия анимации «Палитра», о достижениях которой наша газета неоднократно писала: то они выиграли один конкурс, то другой, то третий. 

Елена Александровна всегда охотно рассказывает об успехах своих учеников и крайне редко о себе. Вот и о ее авторских куклах, которые завоевывают сердца зрителей многочисленных выставок, мы узнали случайно - организаторы престижной международной «RUSARTEXPO-2021. Россия-Китай» включили работы Лысенко в свой каталог. Член НКО «Союз русских художников» Елена Лысенко никому об этом не сообщала.

— Творческие состязания для меня - это не соперничество, не борьба за победу, а новые знания, стимул двигаться вперед, развиваться. Выставки и соревнования нужны для самосовершенствования и для объективной профессиональной оценки твоих навыков, — считает преподаватель и мастерица.

Домашние эксперименты

Елена Лысенко говорит, что куклы у нее были всегда. Вернее, не у нее - у анимационной студии. Преподаватель и ее ученики работали с разными материалами, формами и техниками.

А дома руководитель «Палитры» стала экспериментировать недавно. В какой-то степени повлияла прошлогодняя самоизоляция - появилось больше времени, захотелось себя отвлечь и развлечь.

И мотивировал всероссийский конкурс, посвященный Антону Павловичу Чехову.

— Художники делали для него авторских кукол. Я тоже решила поучаствовать и придумала композицию по произведению «Каштанка»: клоуна с чемоданом, собаку и кошку. Это грунтованный текстиль. Делаешь проволочный каркас, берешь ткани, собираешь их воедино и сшиваешь по эскизу, покрываешь фигурку грунтом и расписываешь. Потом она выглядит как фарфоровая. Вдохновлялась фильмами, снятыми по рассказу, — вспоминает Елена Александровна.
Игрушки появляются на свет и оживают очень даже прозаично - в перерывах между занятиями. Лысенко может мастерить их и параллельно слушать курсы или участвовать в онлайн-конференциях. Специального - глубинного - погружения в процесс нет. Все происходит между делом.

— Недавно заинтересовалась ватными игрушками, которые раньше, в советское время, висели на новогодних елках. Одну из фигур в такой технике я назвала «Марией-Магдалиной». Представляла ее на епархиальном пасхальном конкурсе. Есть и забавные миниатюры: «Художник», «Музыкант», «Фотограф», сделанные по мотивам народных глиняных промыслов: дымково, гжель и кожля, — перечисляет Елена Александровна.
Над своими куклами она работает недолго - на каждую уходит меньше недели. Пробовала валять игрушки из шерсти. Результат высоко оценили на всероссийском конкурсе «Палитра мастерства» в Москве. А Курский краеведческий музей скоро откроет тематическую выставку, где Лысенко представит свои поделки.

—Это сухое и мокрое валяние. Шерсть валяется по шаблону и декорируется вышивкой, росписью. У нас с ребятами в студии была программа по такой технике, — продолжает мастерица.

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

Когда речь заходит о творческих состязаниях, выставках, легко запутаться в их названиях и географии. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Курск... Это и профессиональные конкурсы: общероссийский «Лучший преподаватель детской школы искусств», педагогический «Серафимовский учитель». И международные, например, «Народные игрушки».

— Да, я сейчас в таком участвую. Отправила на него традиционные кожлянские (курские) поделки. Прошла уже два тура. Жду итогов, — волнуется Елена Александровна. Все-таки конкурсы чем-то похожи на экзамены.
Главные зрители и эксперты для Лысенко не знаменитые художники, а собственные дети. Сын и дочь преподавательницы тоже были ее учениками. Девочка - лауреат различных конкурсов, в том числе по авторской игрушке, у нее была замечательная коллекция ангелов - пасхального и рождественского. Лысенко-младшая не раз побеждала на творческих площадках Санкт-Петербурга и Москвы, трижды была стипендиатом губернатора Курской области. А мальчишка прекрасно работал с деревом.

— Они учатся в Юго-Западном государственном университете. Здорово меня поддерживают, хвалят. Кстати, сложно было оставаться преподавателем с ними, постоянно вспоминала тургеневских «Отцов и детей» - родителям трудновато быть авторитетом для своих сыновей и дочерей. Но я старалась, — признается Елена Александровна.
Желаем ей победы в российско-китайской выставке-турнире. Ее работы наверняка опять отметят за необычную форму, творческий поиск, филигранную технику, и у Железногорска будет еще одна причина для гордости за свою землячку.
АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ