
Об этом, а также почему дети убегают, как их разыскивают, о других случаях противоправного поведения подростков и об ответственности родителей рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних МО МВД России «Железногорский» Марина Пономаренко.
Сотни железногорских волонтеров и полицейских сутки искали ушедшую из дома девятилетнюю школьницу Мирославу Зуеву. Девочка нашлась, но это событие привлекло внимание горожан к проблеме неадекватных поступков детей, угрожающих их жизни и здоровью.
Марина Пономаренко сообщила, что в 2023 году в дежурную часть поступило пять обращений родителей о розыске несовершеннолетних, в 2024-м подобных заявлений было восемь. И в городе есть семья, где мальчик несколько раз уходил из дома, а мать написала столько же заявлений на розыск.
— Из дома убегают дети переходного возраста от 9 до 14 лет. Преобладают все-таки мальчишки. Побеги несовершеннолетних обычно происходят не из-за серьезных конфликтов с родителями. Главная мотивация – желание обратить на себя внимание. Как правило, такая ситуация возникает в семьях, где появляется младший ребенок, которому мама уделяет больше времени. Проявляя ревность, дети постарше уходят из дома, — пояснила начальник ПДН.
В случаях исчезновения детей полиция реагирует сразу, как только родители подают заявление в дежурную часть. Поднимается подразделение по делам несовершеннолетних. Они обзванивают все возможные контакты родственников, друзей и знакомых пропавшего ребенка. Если поиски затягиваются больше часа, то по тревоге привлекается весь отдел полиции, который разыскивает ребенка по секторам, постепенно охватывая весь город. По словам Марины Пономаренко, в Железногорске все «бегунки» последних лет были найдены и возвращены родителям в здоровом состоянии.
— При неоднократном побеге мы ставим ребенка на учет. Такое поведение детей приравнивается к антиобщественным действиям. Соответственно, с мамой тоже проводим работу и, как правило, семью ставим на учет. Отправляем информацию во все инстанции системы профилактики: в комиссию по делам несовершеннолетних, в опеку, в школу, чтобы с несовершеннолетним работали психологи. Мы стараемся выявить причину таких поступков ребенка. В абсолютном большинстве случаев это дефицит внимания родителей. Случаев, когда детей толкают на уход из дома интернет-игры, в Железногорске выявлено не было, — отметила Марина Пономаренко.
Сегодня на учете в ПДН стоит 110 несовершеннолетних. Подростки чаще всего попадают туда из-за употребления алкогольных напитков, курения в общественных местах или нанесения телесных повреждений.
На контроле отдела ПДН также и категория несовершеннолетних преступников, состоящих на особом учете. Это дети, совершившие угон, чтобы просто покататься на автомобиле. Есть две девушки 16-17 лет, поставленные на учет за распространение наркотиков. Это очень тяжкое правонарушение, и по законодательству РФ им грозит уголовный срок до трех лет.
Кроме того, на учет поставлены несколько нецензурно ругавшихся подростков, это приравнивается к мелкому хулиганству.
— Обычно с такими правонарушителями вначале проводятся профилактические беседы. При поступлении неоднократных жалоб от учителей с письменным подтверждением и докладными из школы таких детей ставим на учет по статье 20.1 «Мелкое хулиганство», — пояснила Марина Пономаренко.
Председатель общественного совета при отделе МВД РФ «Железногорский» и общественной организации «Совет отцов» Владимир Тюфекчиев также рассказал на встрече о профилактической работе с несовершеннолетними в Железногорске.