Читай, говори, рассуждай

Ольга Жукова, учитель русского языка и литературы школы №3
1 из 1 изображений
Читай, говори, рассуждай
© фото: образование42

12 февраля всем девятиклассникам придется пройти итоговое собеседование по русскому языку, от его результата зависит допуск к государственной итоговой аттестации.

Появление «разговорного» экзамена – полезное нововведение, основная цель которого проверить, как старшеклассник умеет выражать свои мысли, насколько хорошо и логично говорит. В современном мире это важный навык, без которого не пройдешь даже собеседование на работу.

Сам экзамен не представляет большой сложности с точки зрения владения правилами русского языка: в нём нет ловушек и подводных камней, не требуется знание орфографии и пунктуации. Однако он проверяет уровень коммуникативной компетенции ученика, то есть умение создавать монологическое высказывание, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст и пересказывать его, корректно включая дополнительную информацию в свое высказывание.

Выполнение школьниками заданий итогового собеседования позволяет экзаменаторам оценить соответствие государственным требованиям их подготовки по русскому языку в части владения устной речью.

Кажется, что это проще простого – читай, говори, рассуждай. Но это зачастую для девятиклассника совсем не просто. Ведь ему предстоит победить волнение и быстро, логично, лаконично построить ответ. А для этого он должен понимать, как будет строиться экзамен, каковы критерии оценивания и, конечно, тщательно, систематически готовиться к нему. Впереди еще месяц, который надо посвятить такой подготовке, чтобы выпускник чувствовал себя комфортно, уверенно и мог продемонстрировать умения в формате устного собеседования.

Рекомендации учителю

Вызывайте детей к доске, предоставляя им возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Так они получают определенный опыт и вырабатывают уверенность при работе с аудиторией. При этом речевая деятельность ученика пусть оценивается и учителем, и учениками: отмечается сильная сторона небольшого выступления, указывается, что можно улучшить. Все это работает на ученика.

Проводите дискуссии. Для отработки навыков диалоговой культуры полезно создавать модели работы учеников в паре или группе. Анализируйте выступления. Главное – снижать порог страха, корректно делая замечания, учить ребенка адекватно на них реагировать и целенаправленно продолжать развивать проверяемые навыки.

Подавайте хороший пример. Педагог должен быть сам образцом речевого поведения. И это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений должны обладать все преподаватели.

Организуйте занятия в кружках. У каждого учителя есть целый банк методических наработок, направленных на формирование навыков устной коммуникации, кружковая работа поможет их реализовать.

Советы ученикам

Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования и критерии оценивания ответов. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочной деятельности. Отрабатывайте навык чтения вслух. Анализируйте поведение ведущих теле- и радионовостей с точки зрения речи, интонации, темпа. Применяйте различные типы речи, строя монологические высказывания. Старайтесь брать на себя роль рассказчика, например, расскажите своей семье новый материал, который вы узнали на уроке. Овладевайте навыком ведения диалога – в беседе давайте полновесные ответы на вопросы и корректно отстаивайте свою точку зрения.

Помощь родителей

Самое главное - общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументированно доказывайте свою точку зрения. Сами давайте ребенку примеры хорошей речи. Все это поможет ему развивать эмоции и речь, быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Время для подготовки еще есть. Главное - не лениться и осознанно тренировать навыки устной речи.

АВТОРЫ
Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор сетевого издания

Связаться через:

Галина Лысова

Шеф-редактор газеты
Ведет рубрики: Медицина, Социальная

Связаться через:

никита бессарабов

Корреспондент.
Ведет рубрики: Молодежная, Спорт.

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент
Ведет рубрики: Образование, Культура

Связаться через:

екатерина радионова

Корреспондент. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

Связаться через:

Валентина Кондурова

Редактор специальных выпусков
Ведет рубрики: Аудионовости

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ