Подготовка к ОГЭ: как справиться с эмоциями

галина лысова
1 из 1 изображений
Подготовка к ОГЭ: как справиться с эмоциями
© фото: архив «ЖН»

Период подготовки к государственной итоговой аттестации всегда заставляет поволноваться будущих выпускников и их родителей. Сейчас беспокойства добавляет неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Поддержать участников ГИА, помочь им совладать с нервами стараются школьные психологические службы. Вот несколько профессиональных рекомендаций, которые помогут переплавить стресс в позитивную энергию для подготовки к ОГЭ.

Успокоиться и поверить в свои силы

Жизнь выпускников 9-х классов насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Ведь они решают важнейшую задачу будущего профессионального самоопределения и стараются раскрыть в себе качества, которые позволят получить хороший результат на экзаменах с целью дальнейшего обучения выбранной профессии. Поэтому они очень эмоционально реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов государственной аттестации.

Как подчеркивает педагог-психолог школы №11 Елизавета Стебаева, здесь очевидна необходимость психологической подготовки учащихся к ОГЭ. Причем большое внимание надо уделять снижению тревожности, поскольку любой экзамен является стрессовой ситуацией. ОГЭ вдобавок появился сравнительно недавно, и каждый год меняются требования к проведению экзамена, а все непривычное вызывает опасения.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе подготовки детей к ОГЭ позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ. Кроме того, с его помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену.

Главное - научить приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения, повысить самооценку ребенка, так как уверенность в своих силах является ключом к успешной сдаче экзамена. Словом, психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к ОГЭ позволяет выпускникам поверить в себя, научиться результативно работать и полноценно отдыхать. Для этого Елизавета Стебаева предлагает следовать ряду правил.

Правила успеха на ОГЭ

- помни об ОГЭ, когда учишься, но учись не ради ОГЭ;

- учись осмысленно и действуй себе на пользу;

- занимайся регулярно: чем чаще ты повторяешь какие-то действия, тем лучше ты их осваиваешь;

- когда пройдешь пробные экзамены, подумай, чем объясняются твои ошибки и правильные ответы;

- спроси учителей и выпускников предыдущего года о типичных ошибках на ОГЭ;

- избавляйся от того, что приводит к ошибкам, и развивай все то, что тебе помогает;

- дели подготовку на небольшие выполнимые шаги;

- ставь перед собой конкретные цели, каждую из которых можно достичь за день;

- используй приемы быстрого освоения материала;

- усвой приемы подавления волнения;

- используй поддержку и опыт взрослых;

- избавляйся от «похитителей времени» - блуждания по интернету, видеоигр, длительного пребывания в социальных сетях.

Помоги себе сам

Для успешного прохождения ОГЭ выпускнику, помимо определенного объема знаний по предмету, необходим целый ряд качеств. Это стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, развитые память и мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения и т.д.

Педагог-психолог гимназии №1 Марина Милютина уверена, что все люди могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и выпускники сумеют справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, используя самопомощь.

Некоторые методы саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя.

Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Однообразие в работе понижает активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую, на 1-2 минуты паузу или переключиться на другую деятельность. Через полтора часа монотонной работы стоит сделать длительный перерыв. В этот «антракт» можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

Активность внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т.п.

Другие методы саморегуляции целенаправленно созданы человеком для управления самим собой — это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, физической формы посредством направленного сосредоточения. Это так называемый аутотренинг. Основной способ такой саморегуляции – самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, конструктивным, состоять в простых, четких фразах в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Например, когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать, - попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты, закройте глаза и про себя или шепотом повторите 8-10 раз «Я могу писать. Я могу писать… Я пишу… Я пишу!». Интонации нарастают от механической безучастности до требования. В момент наибольшего напряжения внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте так, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге.

Если все же вы не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливаться и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.

Применение подобных способов саморегуляции поможет и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку.

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому надо найти свои собственные.

Запомнить все

Успешное воспроизведение материала на экзамене во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, то есть устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить, и знакомым предметом, явлением. Любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного лучше, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.

И успеть изложить

Для более рационального использования времени на экзамене постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний: поставьте перед собой часы и заметьте время, которое вы затратите на выполнение демонстрационного варианта экзаменационной работы и отдельных ее частей. Постарайтесь работать без перерыва и сравните затраченное время с отведенными четырьмя часами.

Надеемся, рекомендации психологов будут полезны выпускникам. Помните, что успешное выполнение заданий на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию усвоенных знаний и умений, своих психологических ресурсов.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ