Любовь Крештопова встает с рассветом: приготовить завтрак на двоих детей, да еще внимания требуют собака и кошка. А потом едет в Михайловскую школу, преподавать русский язык и литературу. Когда она рассказывала, как же красиво утреннее солнце, ее особо никто не слушал. И она сочинила стихотворение…
«Апельсиновый рассвет» теперь ее визитная карточка. Она писала его три месяца, а на днях снова переработала. Потому что произошло событие, давшее ее творчеству новый толчок.
Стихи Любовь Крештопова писала лет с тринадцати, но, как и многие подростки, не относилась к этому серьезно. Стеснялась показывать свои поэтические опыты, считала, что поэты – не от мира сего, и нормальные люди стихи не пишут. Даже какое-то время отложила писательство в сторону.
— Потому что написание стихотворения – это болезненный процесс. Но от этого не получается отказаться. Бывает состояние, когда я ничем больше не могу заниматься. Это, наверное, какая-то сублимация, переживание, которое мне нужно выразить, — признается Любовь Александровна.И с 2015 года она снова взялась за перо, но уже осознанно относясь к стихосложению как ремеслу. Посылала подборки стихов на различные конкурсы. Пять лет назад, в возрасте 29 лет, в рамках одного из фестивалей наконец прочла свои стихи публике – сразу на московском Арбате.
Одна из стихотворных подборок молодой поэтессы запомнилась консультанту тверского Дома поэзии Андрея Дементьева Вере Грибниковой, и она рекомендовала ее организаторам семинара Межрегионального Центра провинциальной литературы «Глубинка». Семинар прошел 14-18 июля в деревне Карабиха Ярославской области.
Учиться поэтическому мастерству приехали 30 молодых поэтов из разных областей Центрального и Северо-Западного округов России. С ними занимались мастера современной литературы: главред «Литературной газеты» Максим Замшев, поэты и переводчики Максим Амелин и Максим Калинин, другие писатели, а умению читать свои стихи обучала актриса Московского театра «СФЕРА» Екатерина Ишимцева.
Организаторы подарили участникам возможность прочитать свои стихи в музее Николая Некрасова в Карабихе, под тем самым кедром, где читал своим домашним поэму «Русские женщины» великий поэт.
— Лично мне этот семинар дал многое, потому что я очень хотела поучиться написанию стихотворений. Нужно уметь видеть себя со стороны. И сейчас я поддерживаю связь с наставниками: они позволили присылать стихотворения, которые я буду дорабатывать, — рассказывает о новом опыте Любовь Крештопова.Ближе к зиме планируется издание сборника стихотворений «семинаристов», а зимой состоится его презентация в Центральном доме литератора в Москве. Сейчас железногорский автор готовит к публикации свои произведения, оттачивая навыки, приобретенные на учебе, исправляя неточность рифм:
— Сейчас, просматривая свои стихи, я уже знаю, что переделать, как будто мне открыли глаза. Мастера говорят, что любое стихотворение – это продукт, и чтобы он жил долго, нужно сделать его хорошо. Как сказал Маяковский, «гвоздями слов прибить» к бумаге.Стихи Любови Крештоповой очень самобытные. На семинаре отметили, что она выбрала для себя полузабытый сейчас стиль - анжамбеман (перешагивание). Фраза, начинаясь на конце строчки, как бы перескакивает на другую, а слово соединяет их словно бусинка. Автор говорит, что так получилось само, так работает ее образное мышление.
А еще учитель-филолог находит исконно русские, «вкусные», наполненные многовековым смыслом слова. Например, как много может значить слово «пожитки», если заменить им привычное слово «вещи»!
— Я очень люблю русский язык, люблю находить какие-то перлы. Мне понравилось слово, вокруг которого я выстроила стихотворение: «покалывает ядрица дождя озябшие ладони». Ядрица – это ж крупа? Но сказать «крупа» - слишком просто. А это слово цепляет, — раскрывает секреты своей творческой кухни Любовь Крештопова.Она говорит, что пишет главным образом для себя, потому что не писать не получается. Но ведь хорошие стихотворения достойны того, чтобы их читали? Сегодня мы публикуем одно из них.
Апельсиновый рассвет
Сидя на облаке, тайный садовник
Чистит созревший фрукт.
Сумерки кожицей за подоконник
С неба лениво ползут.
Маслом эфирным крапает цедра,
В окна сочится, сон
Гонит, впиваясь до миллиметра
В сеть органзы. Это он,
Цитрусов рыжий знаток, добывая
С каждой секундою плод,
Весь горизонт от края до края
Красит в оранжевый, льёт
Щедро на кроны и кровли повсюду
Сок золотой, апельсин
Солнца кладёт на лазурное блюдо,
Делит на дольки. Вкуси
Каждую вместе со мною, в мигах
Магию света храня,
Делая вдох синхронно и выдох
Капель наставшего дня.
Новая редакция 25.07.2021