Курская область, город Железногорск ул. Димитрова, д. 23

Земля былин и сказок

Ирина Фомина, зав. научно¬просветительским отделом краеведческого музея
1 из 1 изображений
Земля былин и сказок
© фото: vlabirinteskazok.ru

Действительно, куряне издревле были большими любителями чудесных историй. В XIX веке известный собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев, побывавший в наших краях с исследовательской экспедицией, издал трехтомный сборник «Народные русские сказки», куда вошли плоды его многолетней работы. Из шести сотен текстов 15 были записаны в Курской губернии.

Среди них варианты известных и сегодня сказок «Крошечка-хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сивка-Бурка» и многие другие. Почему варианты? Дело в том, что сюжеты местных сказок немного отличаются от привычных нашему поколению. Афанасьев их записывал со всеми оборотами повседневной речи, порой нецензурными или ныне устаревшими словами.

Большинство сюжетов полны житейской мудрости и крестьянской непритязательности, а герои принимают Богом данное, легко подстраиваются под ситуацию и смиряются с обстоятельствами, даже если потеряли близких людей.

Так кроткая Настенька из «Морозко», которую злая мачеха отправила в зимний лес умирать, в нашей местности в одноименной сказке оказывается Марфушей. На ней, как старшей дочери в семье, лежат домашние хлопоты. Мачеха собиралась выдать ее замуж за Морозко и для этого отправила в лес. В конце читателя ждет неожиданная развязка: после гибели в стужу двух родных дочерей, мачеха раскаялась, наладила отношения с Марфушей и нянчила внуков.

Интересно, что и сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в Курском крае заканчивается нетрадиционно. Братец Иванушка не возвращает себе человеческий облик, он так и остается «козельчиком», что не мешает его сестрице жить с барином счастливо.

Название другой народной сказки «Сивка-Бурка» в курском варианте звучит иначе - «Сивко-Бурко». А появляется конек после клича «Сивко-Бурко, вещий воронко».

Удивительно для современного читателя и то, что легкомысленная девочка из сказки «Гуси-лебеди» грубит печке, яблоне и речке. Одумывается она только, когда самой понадобилась помощь.

Куряне отдавали предпочтение не бытовым, а волшебным сказкам с разными чудесами и превращениями. Да и как может быть иначе в наших былинных местах. Ведь десятки лет из уст в уста передаются мифы и предания о живших здесь когда-то Соловье-разбойнике и таинственном атамане Кудеяре, о легендарном богатыре Илье Муромце и Григории Русакове, о скрытых в земле старинных кладах и царских сокровищах.

 

АВТОРЫ
Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор сетевого издания

Связаться через:

Галина Лысова

Шеф-редактор газеты
Ведет рубрики: Медицина, Социальная

Связаться через:

Светлана Масленникова

Корреспондент
Ведет рубрики: ЖКХ, Промышленность, Потребитель

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент
Ведет рубрики: Образование, Культура

Связаться через:

екатерина радионова

Корреспондент. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

Связаться через:

Валентина Кондурова

Редактор специальных выпусков
Ведет рубрики: Аудионовости

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ