Курская область, город Железногорск ул. Димитрова, д. 23

...И назван был «Курск»

Ирина Фомина, зав. научно¬просветительским отделом краеведческого музея
1 из 1 изображений
...И назван был «Курск»
© фото: odin.tc

Сколько удивительных фактов хранит история нашего края. Для большинства из нас слово «Курск» равнозначно одноименному топониму – столице.

Но, оказывается, за последние 100 лет это имя принадлежало не только областному центру соловьиного края. Название «Курск» было написано на бортах более десятка самых различных морских и речных судов.

В памяти россиян живы недавние трагические события, произошедшие с атомной подлодкой «Курск» и унесшие в августе 2000 года 118 жизней. Но стоит заглянуть в более давнюю историю, чтобы узнать, что с таким именем меж городами, странами и даже континентами ходили товарно-пассажирские пароходы, принадлежавшие различным транспортным компаниям и обществам (и не только российским). А в советские времена были еще и теплоходы, буксиры, тральщик, рефрижератор и даже танкер. И у каждого «Курска» своя судьба, своя жизнь – у кого-то долгая, у кого-то короткая.

Один из самых первых пароходов в недостроенном виде Россия приобрела в Англии в 1911 году за 66500 фунтов стерлингов, собранных жителями Курской губернии. Поэтому судно и получило такое название - «Курск». Пароход был приписан к порту Одессы и перевозил хозяйственные грузы до Владивостока. Была в его судьбе и героическая страница. В дни Великой Отечественной войны под бомбёжками фашистской авиации доставлял в Одессу вооружение и боевой десант, вывозя из осажденного города детей и раненых. За годы войны «Курск» перевез свыше 67000 человек и около 70000 тонн грузов, получил в общей сложности 4800 пробоин, но уцелел. Продолжал работать и после Победы. А в 1953 году был выведен из эксплуатации и служил мишенью на полигоне под Феодосией.

Годом раньше в Глазго был спущен на воду трехпалубный двухтрубный красавец пароход «Курск» - самое крупное пассажирское судно Русского Восточно-Азиатского общества. Оно было рассчитано на одновременную перевозку 1700 человек, не претендующих на особые удобства (чаще всего ими оказывались эмигранты из Европы в Америку). Пароход оснащен беспроволочным телеграфом (новшество того времени) и курсировал между Либавой и Нью-Йорком. В 1939 г. судно утилизировали на металлолом.

В датском пароходном обществе тоже был свой грузопассажирский пароход «Курск». У него печальная судьба - он затонул в августе 1912 года у берегов Голландии в Северном море. Примечательно, что в момент катастрофы на его борту находился памятник погибшим французам из бургонского гранита в форме пирамиды, который должны были установить на Бородинском поле во время празднования 100-летнего юбилея сражения. В результате, памятник установили на год позже - в 1913 году, а во время мероприятий цветы возлагали к деревянной копии монумента. Затонувший пароход «Курск» и по сей день лежит на глубине 30 метров.

С1984 года моря и океаны бороздил построенный в Гданьске рефрижератор-банановоз «Курск» водоизмещением 11,5 тысячи тонн. Помимо экзотических фруктов, перевозил всевозможные продукты: масло, рыбу, икру, мясо, арбузы, дыни. Не раз встречался с пиратами…

Корабли с надписью на борту «Курск»… Разного назначения, с героической судьбой и простых тружеников… У каждого из них своя, порой удивительная, история, требующая отдельного исследования.

АВТОРЫ
Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор сетевого издания

Связаться через:

Галина Лысова

Шеф-редактор газеты
Ведет рубрики: Медицина, Социальная

Связаться через:

Светлана Масленникова

Корреспондент
Ведет рубрики: ЖКХ, Промышленность, Потребитель

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент
Ведет рубрики: Образование, Культура

Связаться через:

екатерина радионова

Корреспондент. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

Связаться через:

Валентина Кондурова

Редактор специальных выпусков
Ведет рубрики: Аудионовости

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ