«Люблю я их всех одинаково…»

светлана староста
1 из 1 изображений
«Люблю я их всех одинаково…»
© фото: светлана староста

8 июня в стране отмечается День социального работника. Это профессиональный праздник самоотверженных, ответственных, чутких и отзывчивых людей. Каждый день социальные работники нашего города совершают множество добрых дел, помогая и спасая тех, кто в этом особенно нуждается. Их труд нелегкий, но значимый и благородный.

Мы расскажем об одном таком человеке - Татьяне Плотниковой, которая более 26 лет трудится в Железногорском детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Надежда». Она не считает свою работу какой-то особенной. Для нее помогать больным детям – потребность души.

Татьяна родилась в Хомутовском районе Курской области. С детства мечтала быть учительницей. Постоянно возилась с младшими, учила их чему-нибудь, спрашивала, была примером во всем. Дети бегали за ней гурьбой. В селе была только восьмилетняя школа, и после ее окончания девушка отправилась в Курск, поступила в педучилище. Учиться было интересно. Замечательные преподаватели и однокурсники, музыкальные мероприятия, капустники, экскурсии, практика в школе и в пионерских лагерях. 

Татьяна была уверена, что профессию выбрала правильно. Ей нравилось отдавать, вселять надежду, поддерживать, дарить тепло. В соседнем подъезде дома, где она с подружкой снимала квартиру, жил парень. Александр был родом из Фатежского района, а в Курске так же, как и Татьяна, получал профессию. Молодые люди познакомились, понравились друг другу, полюбили. Удивлялись потом, сколько же у них общего: одно отчество, и мамы с одинаковыми именами - Клавдии. Нет, не случайно их судьба свела. 

Александр вскоре ушел служить в армию, Татьяна окончила училище и отправилась по распределению в Дмитриевский район, стала работать воспитателем детского сада. Через два года молодые люди встретились вновь и уже больше не расставались. Поженились. Приехали в 1979 году в Железногорск. Родились две замечательные дочки Елена и Иринка. Сейчас у супругов уже и двое внуков есть – Ульяна и Максим. Александр сначала устроился на работу в автобазу №20, потом в ЦМР, позднее - на Михайловский ГОК. Татьяна пошла в детский сад №9. Он располагался в поселке СМП.

В 1993 году вместо садика решено было организовать центр для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями здоровья, которому позднее был присвоен статус межрайонного. Первым руководителем и основателем Центра стала Раиса Романенко. Сейчас дом-интернат «Надежда» возглавляет Елена Таценко. Работникам детского сада предложили остаться и начать работать в новом учреждении. Татьяна согласилась. Сначала, конечно, было очень тяжело. Дети пришли социально неадаптированные, многие даже пищу принимать не могли с помощью ложки. 

Одной девочке было уже 14 лет, а она, как младенец, по-прежнему пользовалась бутылкой и соской. Посадили всех ребят за столы, а они не понимают, что у каждого своя тарелка есть и прибор, что нельзя у соседа ничего трогать. Но это было не самое страшное. Постепенно научили их всему. Сложным оказалось то, что каждый ребенок имел серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы взаимодействовать, добиваться эффекта, надо было разбираться с особенностями их заболеваний. 

Татьяна вместе со всеми научилась оказывать первую медицинскую помощь, постоянно совершенствовалась в профессии. И раньше, и сейчас коллектив проводит семинары с приглашением специалистов, на которых обсуждают те или иные заболевания детей, советуются, какую помощь им следует оказывать, как детишек развивать и социализировать. Татьяна настолько привязалась к своим воспитанникам, что воспринимает их как своих близких людей, родных.

— Был у нас один мальчик. Родители, видимо, редко выводили его гулять на улицу. Когда ребенок оказался среди цветущих деревьев, поющих птиц, яркого солнца, то он просто не мог сдержать радости. Поднял вверх руки, издал восторженный звук, полный настоящего счастья, и все невольно рассмеялись вместе с ним, — рассказала Татьяна.
Она вспомнила, что однажды приехала в дом-интернат комиссия из Курска, проверить пожарную безопасность. Обошли все помещения. А в то время в учреждении уже были дети лежачие, очень тяжелые, многие из них даже и говорить не могли. Один мужчина из комиссии не выдержал и разрыдался. Он долго еще не мог успокоиться и все удивлялся, как женщины здесь работают.

— А мы плакать не привыкли. И не потому, что зачерствели душой. Просто мы целый день в труде: моем детей, кормим, делаем процедуры, занимаемся, гуляем. Мы для этих детей - и голова, и руки, и ноги – все. Без нас они пропадут. И для нас главное, чтобы им было комфортно и приятно, — говорит Татьяна.
Татьяна Плотникова вместе со своими коллегами трудится также над тем, чтобы ходячих детей подготовить к жизни. Конечно, полностью самостоятельными из-за своей болезни они вряд ли смогут быть, но элементарным вещам по уходу за собой могут научиться.

— С каждым нужно работать индивидуально, учитывая характер и степень заболевания. Детей надо уметь к себе расположить, и здесь очень важно соблюсти пропорцию. Не только лаской, но и требовательностью действовать, чтобы научить чему-нибудь. Как-то сердцем чувствуешь, как надо поступить. Каждый из воспитанников индивидуален, но люблю я их всех одинаково, — признается женщина.
Замечательно проходят в учреждении праздники. Дружно, интересно, весело. Преподаватели, родители, дети – все вместе. Радость роднит и сближает. Татьяна рассказывает, как они культурно развивают детей: ходят с ними в кино, на концерты и театральные постановки коллективов КДЦ «Русь». Стараются физически поддерживать. По возможности занимаются спортом, ездят на соревнования инвалидов. Кстати, там детишки неплохо выступают. Татьяна и сама участвует в самодеятельности. Творчество приносит ей удовлетворение и радость, с которой она потом делится с окружающими.

— Мне нравится, что наши дети всегда ухоженные, аккуратные, довольные. Что их окружает красивая мебель, книги, игрушки. Важно, чтобы они не чувствовали себя обделенными, радовались жизни, тогда и нам хорошо и спокойно, — отмечает Татьяна.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ